СООТНОШЕНИЕ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВА НА СВОБОДУ СОВЕСТИ НА ПРИМЕРЕ ЗАПРЕТА НА НОШЕНИЕ ХИДЖАБОВ В ШКОЛЕ* Н.С. Семенова Кафедра международного права Юридический институт Российского университета дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 Проблема ношения хиджабов в образовательных организациях обозначилась в России только два года назад, тогда как в Западной Европе дискуссии по этому поводу не утихают уже 30 лет. <...> В связи с тем, что общая позиция так и не была выработана, представляется актуальным рассмотреть соответствие запрета на ношение исламских хиджабов в образовательных организациях международным нормативно-правовых актам, закрепляющим право на образование и свободу совести и вероисповедания, исследовать позицию Российской Федерации на примере конкретных правовых мер, принятых для урегулирования ситуации в Ставропольском крае, о которой пойдет речь в настоящей статье, а также проанализировать мнение Европейского Суда по правам человека на примере дела ««Лейла Шахин (Leyla Sahin) против Турции» 2005 г. Ключевые слова: право на образование; право на свободу совести, мысли и религии; права человека; традиционные ценности; религия; дискриминация; хиджаб. <...> Правовая проблема В октябре 2012 г. в Ставропольском крае Российской Федерации разгорелся скандал, связанный с ношением мусульманских религиозных платков (хиджабов) несколькими ученицами сельской школы. <...> Директор школы запретила девочкам носить хиджабы во время учебы. <...> Данный случай является ярким примером, когда затрагивается сразу нескольких прав. <...> Это право включает свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учении» (п. 1 ст. 18 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. (МПГПП)) [10]. <...> Следовательно <...>