В статье на основе аналитически выявленного барьера развития отдельного предприятия в рамках отрасли предлагается конкретный механизм совершенствования стратегии реализации гражданских авиационных программ посредством применения альтернативной бизнес-модели. <...> Сущностным отличием альтернативного варианта является предлагаемый формат взаимодействия между производителями авиационной техники, поставщиками и заказчиками на основе посреднических структур, оперирующих технической информацией, распространяющейся на условиях открытых лицензий. <...> Проведенные расчеты наглядно демонстрируют более высокую эффективность разработанной альтернативной модели в сравнении с традиционной, в первую очередь в связи с более эффективным управлением процессом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. <...> Ключевые слова: гражданская авиация, авиационная промышленность, наукоемкое производство, стратегическое развитие, бизнес-инжиниринг Перед отечественными производителями авиационной техники в сложившейся ситуации негативного воздействия экономических санкций поставлена задача наращивать темпы производства. <...> Увеличившийся объем выпуска в секторе гражданской авиационной техники привел к увеличению востребованности отечественных пассажирских лайнеров, в том числе и на мировом рынке, однако со статистической точки зрения эти факты не столь значимы [2; 3]. <...> Стоимость реализации конфигурации заказчика (с точки зрения ОКР и НИКОР, затрат на комплектующие изделия) может достигать существенного увеличения к начальной стоимости продукта (воздушного судна). <...> Экспертно соотношение стоимости доработок до требуемой конфигурации можно оценить в 10—20% к базовой стоимости судна (в среднем по рынку гражданской авиационной техники). <...> Для авиационной программы, соответственно, можно обозначить схожие по своей сути, но более конкретные вызовы, к которым следует отнести: —масштабы реализации <...>