УРОКИ ИСТОРИИ УРОКИ ИСТОРИИ Взлетно-посадочные системы авианосцев О ТОМ, ЧТО ПРЕВРАЩАЕТ ПАЛУБУ В ВПП Продолжение. <...> Чтобы быть эффективным инструментом сдерживания и военно-политической экспансии, авианосец должен обладать реальными боевыми возможностями и качествами. <...> Будет рассказано об успешной титанической работе советских инженеров и конструкторов, вынужденных с нуля создавать в 1980-х годах взлетно-посадочные системы — паровые катапульты и аэрофинишеры, для первых советских полноценных авианосцев. <...> №1 • 2015 86 УРОКИ ИСТОРИИ ПАРОВАЯ КАТАПУЛЬТА НА ПОЛИГОНЕ «НИТКА» ХРОНИКА СОВЕТСКОЙ КАТАПУЛЬТЫ В попытке найти ответ на вопрос «А была ли катапульта?», послушаем поверхностное мнение одного из «экспертов»: «Пролетарский завод, которому было поручено создание паровых катапульт, с задачей справлялся, мягко говоря, не до конца. <...> После долгих мытарств лишь один ее опытный образец собрали на наземном испытательно-тренировочном комплексе авиации. <...> Тем не менее, ни один самолет с «разгонного устройства», как именовалась катапульта в техдокументации, так и не взлетел. <...> Поступило распоряжение прекратить все работы по созданию паровой катапульты. <...> Имеет место другая точка зрения (опять без купюр и комментариев): «Существует, кстати, большое количество домыслов вокруг отечественной катапульты, оправдывающих, скажем мягко, неумные решения руководства Советского ВМФ. <...> Например, что страна просто не в состоянии была создать паровую катапульту. <...> Первая предназначалась для испытания аэрофинишеров, вторая, направленная в сторону моря, — для обучения пилотов корабельных самолетов. <...> Первую же катапульту спасли хитростью, назвав ее в документах «разгонным устройством для испытания аэрофинишеров». <...> (Из интервью с главным конструктором НПКБ Аркадием Мориным) <...> . Один из «знатоков» катапультного старта из-за отсутствия аргументов нафантазировал нечто более «убедительное» в поставленном вопросе: «В пользу трамплина <...>