Невдобенко Кафедра философии и гуманитарных наук Факультет социальной психологии Московский городской психолого-педагогический университет ул. <...> Сретенка, 29, Москва, Россия, 127051 В работе анализируется интерпретация истинного бытия Парменида как закона тождества с логической точки зрения. <...> Это рассмотрение оказывается нетривиальным: возможны различные уточнения этих конструкций, одни более, другие менее согласуются со свойствами парменидовского бытия. <...> Предлагается вариант толкования этого закона, наиболее точно соответствующий элейскому объекту «бытие». <...> Как известно, именно в поэме Парменида «О природе» впервые появляется термин бытие (to einai), в системе Парменида впервые предпринята попытка строго рационального осмысления бытия и впервые предложено аксиоматическое построение системы. <...> В этой работе предлагается несколько возможных логических реконструкций для парменидовского бытия. <...> В качестве аксиомы Парменид берет конъюнкцию двух утверждений: бытие есть, а небытия нет («Есть лишь „Быть“, а Ничто — не есть» фр. <...> Первая ее часть представляет собой аналитически истинное высказывание с содержательно самым бедным (непустым) субъектом, вторую часть тоже можно рассматривать как аналитическое высказывание с содержательно самым бедным пустым субъектом (2). <...> Все свойства объекта, о котором сказано, что он есть (и больше ничего неизвестно) дедуцируются, и этот неизвестный икс оказывается с необходимостью: единственным, вечным, несотворенным, неуничтожимым, не имеющим частей, неподвижным. <...> Что это за единственный объект: эффективно познаваемый только логически (разумом, говоря по Пармениду), неизменный, вечный, не имеющий частей? <...> В качестве кандидатов на такое уточнение, предлагавшихся исследователями, упомянем два. <...> Единственное, неизменное, неподвижное бытие — это Бог (действительно по этим признакам очень напоминающий бога Ксенофана; недаром последнего иногда относят к элеатам). <...> 115 Вестник <...>