Гребешев Кафедра истории философии Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10а, Москва, Россия, 117198 Рассматривается взаимовлияние философии и педагогики на примере творчества М.М. Рубинштейна (1878—1953), который развивал идею цельной личности, важности признания абсолюта как ценности в педагогическом воспитании, подвергал критике эстетический имморализм. <...> По сути, Рубинштейн развивал персоналистический платонизм, решая задачу построения системы философской педагогики, персоналистической философии воспитания и образования. <...> Ключевые слова: абсолют как ценность, педагогическая психология, философия педагогики, система философской педагогики, персоналистический платонизм, цельная личность, эстетический имморализм. <...> Философия и педагогика никогда не развивались изолированно друг от друга. <...> В ХХ в., еще до того как, философия образования стала признанной частью современного философского знания, многие философы самым серьезным образом обращались к вопросам образования и педагогики. <...> Это связано с тем, что проблема личности — одна из традиционных и наиболее фундаментальных проблем в истории европейской и русской философии. <...> Традиционные технологии идеологического и социального порабощения индивида кажутся полнейшей архаикой в сопоставлении с новейшими способами манипулирования массовым и индивидуальным сознанием. <...> Нельзя не отдать должное философии: на протяжении по крайней мере двух последних столетий наиболее глубокие мыслители и философские направления предупреждали об иллюзорности веры в автоматизм цивилизационного прогресса, решающего все проблемы и обеспечивающего человечеству «светлое будущее». <...> Одновременно рассматривалась задача философского оправдания суверенности личности, непреходящей ценности личностного бытия, вне которого невозможен никакой подлинный прогресс. <...> С особой остротой и последовательностью эта задача ставилась и решалась в европейском <...>