Кулагин Государственный академический университет гуманитарных наук ул. <...> Волхонка, 14, Москва, Россия, 119019 Особую актуальность вопрос диалога приобретает в отношениях исламского мира с Западом, а еще конкретнее — Ирана с США и Евросоюзом, после президентских выборов, прошедших летом этого года, и победы на них Хасана Роухани — наиболее либерально настроенного кандидата, к тому же пользовавшегося поддержкой экс-президента Мохаммада Хатами. <...> Именно Хатами во время своего президентства в 1997—2007 гг. стремился найти общий язык с США и положил начало процессу диалога цивилизаций (по его инициативе в резолюции от 4 ноября 1998 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 2001 г. Годом диалога между цивилизациями). <...> С новым Президентом вновь появляется и шанс на восстановление диалога, фактически прерванного с 2005 г. В связи с этим стоит вспомнить, с чего все начиналось — а именно с работ и речей Мохаммада Хатами. <...> Мохаммад Хатами был одним из первых интеллектуалов, предложившим концепцию диалога цивилизаций. <...> Став президентом Ирана, он использовал свое положение для того, чтобы привлечь внимание людей к данной проблеме: благодаря его усилиям 2001 год был объявлен ЮНЕСКО «годом диалога цивилизаций». <...> Как он оценивал потенциал иранской и вообще мусульманской цивилизации в процессе диалога? <...> Свои воззрения он изложил в нескольких лекциях и статьях, собранных в книгу «Ислам, диалог и гражданское общество». <...> Он предлагает разобраться с понятиями «цивилизация» и «культура». <...> Вот что он пишет: «Хотя нет окончательного общепринятого определения относительно того, что такое культура и цивилизация, я полагаю, что понятие цивилизации включает в себя материальные аспекты общественной жизни, а также все институты и организации, которые создают политическую, экономическую, промышленную и другие структуры общества. <...> Культуру я рассматриваю как систему укоренившихся взглядов, а также традиционных умонастроений и чувств <...>