СЕМИОТИКА И ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА УДК 82:81′37:811.13 СЕМАНТИЧЕСКИЙ ПРЕДИКАТ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА Л.Г. Кульчицкая Кафедра теории и практики русского языка Факультет русской и славянской филологии Киргизский национальный университет им. <...> Турусбекова, 49/49, Бишкек, Кыргызстан, 720033 На материале художественного текста ‒ романа И.А. Гончарова «Обломов» рассматривается формирование такой оппозиции, как «активность/пассивность субъекта». <...> Прагматическая установка художественного произведения создается противопоставлением разных типов семантических предикатов, например, выраженных акциональными и статуальными глаголами. <...> Ключевые слова: художественный текст, художественный образ, субъективная модальность текста, прагматическая установка, семантический субъект, семантический предикат, акциональные и статуальные глаголы. <...> Категория семантического предиката с точки зрения способов его выражения в романе И.А. Гончарова «Обломов» выступает в качестве одного из средств формирования художественного образа, выражения субъективной модальности как текстовой категории. <...> Благодаря этой семантической категории выявляется прагматическая установка текста как воздействие на читателя. <...> Анализируя фрагменты текста, в которых описаны основные персонажи романа — Обломов и Штольц, обратим внимание на типологию предикатов, используемых для их характеристики. <...> Естественно, что в рамках художественного текста будут представлены (хотя бы в единичных вариантах) почти все 10 типов предикатов, выявленных еще в период античности Аристотелем [4. <...> Ключевой фразой для понимания образа Штольца является предложение, в котором совмещаются предикаты со значением качества и действия, например: Он беспрестанно в движении: работает, ездит в свет, читает: когда он успевает — бог весть! <...> Семантика, 2014, № 4 Штольц ровесник Обломову; и ему уже за тридцать лет. <...> Он служил, вышел в отставку, занялся своими делами <...>