Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 610945)
Контекстум
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика  / №4 2013

К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РЕЧЕЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (80,00 руб.)

0   0
Первый авторЧернов
АвторыМорослин П.В., Мамонтов А.С.
Страниц9
ID414825
АннотацияВ статье рассматриваются содержание и соотношение понятий «речь», «язык», «речевая деятельность», «речеязыковая способность», «чувство языка», металингвистическая рефлексия», «языковая компетенция» в контексте обоснования объекта изучения проблемы социокультурной обусловленности речеязыкового развития ребенка. Показано, что понятие языковой компетенции в полной мере удовлетворяет принципам целостности, субъектности, психологического детерминизма, исторической преемственности и практикоориентированности в рассмотрении указанной проблемы.
УДК81′276.3-053.2:159.922.7:159.946
Чернов, Д.Н. К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РЕЧЕЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / Д.Н. Чернов, П.В. Морослин, А.С. Мамонтов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика .— 2013 .— №4 .— С. 77-85 .— URL: https://rucont.ru/efd/414825 (дата обращения: 29.04.2025)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 81′276.3053.2:159.922.7:159.946 К ВОПРОСУ ОБ ОБЪЕКТЕ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ОБУСЛОВЛЕННОСТИ РЕЧЕЯЗЫКОВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА* Д.Н. Чернов, П.В. Морослин, А.С. Мамонтов Факультет психологии Международный славянский институт ул. <...> 25, Москва, Россия, 129085 В статье рассматриваются содержание и соотношение понятий «речь», «язык», «речевая деятельность», «речеязыковая способность», «чувство языка», металингвистическая рефлексия», «языковая компетенция» в контексте обоснования объекта изучения проблемы социокультурной обусловленности речеязыкового развития ребенка. <...> Показано, что понятие языковой компетенции в полной мере удовлетворяет принципам целостности, субъектности, психологического детерминизма, исторической преемственности и практикоориентированности в рассмотрении указанной проблемы. <...> Становление речеязыковой сферы является важнейшим условием развития личности ребенка. <...> Помимо врожденных предпосылок, речеязыковое развитие ребенка зависит от множества социокультурных детерминант. <...> При всем многообразии выделенных на данный момент факторов развития речи и языка пока не предложено адекватной модели социокультурной обусловленности речеязыкового развития ребенка. <...> Решение этой проблемы требует совместных усилий лингвистов и психологов и, прежде всего, побуждает четко выделить объект исследования. <...> Он должен в полной мере отвечать принципам целостности и системности, психологической детерминированности, характеризовать ребенка как целостного субъекта, являться выражением исторической преемственности в рассмотрении теории развития речеязыковой сферы, и вместе с тем связывать теорию с потребностями практики воспитания и обучения ребенка. <...> Прежде всего, определим в этом контексте эвристичность понятий «речи» и «языка». <...> Если до начала ХХ в. понятия «язык» и «речь» чаще рассматривались как взаимозаменяемые, то начиная с работ Ф. де Соссюра в реальном многообразии речевых <...>