РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КАТЕГОРИИ ЗНАНИЯ УДК 001.92:81 КАТЕГОРИЯ ЗНАНИЯ: ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ, ФУНКЦИИ И ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ* В.Д. Шаламов Кафедра русского языка № 2 Факультет русского языка и общеобразовательных дисциплин Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10, Москва, Россия, 117198 Категория знания — это одна из важных когнитивных, коммуникативных, информационных и логических категорий. <...> Она входит в систему речевой деятельности в качестве когнитивного компонента. <...> Наиболее адекватное толкование этого понятия подчеркивает, что это проверенный результат познания реальной действительности. <...> В статье описываются наиболее важные характеристики знания, которые достаточно полно отражают его сущность и функции. <...> Она функционирует в системе речевой деятельности (далее — РД), прагматических и информационнокогнитивных отношений. <...> Система речевой деятельности — «это процессы говорения и слушания-понимания, опосредующие переход от системы языка к речевым текстам» [2. <...> Семантика, 2013, № 3 Такая трактовка РД отличается от других тем, что в систему РД включено важнейшее понятие — понимание, являющееся определяющим для этой системы. <...> Понимание — одна из когнитивных категорий, отражающая важную сторону речевой деятельности, то есть то, ради чего эта деятельность осуществляется. <...> Вместе с тем полагаем, что определение РД целесообразно расширить, введя в него не только понимание, но в целом когнитивный компонент, содержащий и другие когнитивные категории. <...> Это связано с тем, что цель РД — не только передача и обмен информацией, но и познание реальной действительности. <...> В связи с этим следует сказать, что знание как когнитивная категория оптимально встраивается в систему речевой деятельности. <...> Фромм предлагает свой подход к пониманию структуры и содержания понятия знание. <...> Прежде всего это принцип обладания, который предполагает, что знание приобретается индивидом и сохраняется в его сознании. <...> Фромм <...>