РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2015 ТОМ 12 № 2 УДК 159.9.072.43 ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ И МИРЕ У СТУДЕНТОВ–ПСИХОЛОГОВ Васильева Ольга Семеновна Грачева Надежда Михайловна В статье обосновывается актуальность исследования субъективной картины мира, целостных представлений о себе и мире для понимания того, какие факторы влияют на формирование проактивной личности, особенно что касается специалистов, работающих в профессии «человек–человек». <...> Приводятся результаты эмпирического исследования представлений о себе и мире, моделей мира у студентов–психологов второго года обучения. <...> Проанализированы представления о себе, особенности самоидентификации, характеристики мира, в котором живут респонденты, отношение к основным сферам жизнедеятельности. <...> Выявлена тенденция постепенного перехода от негативного мировосприятия и соответствующих характеристик мира, в котором живет респондент, к позитивному в зависимости от отношения и восприятия родителей. <...> Новизна исследования заключается в том, что с помощью контентанализа ответов респондентов и математических методов, на основе корреляций дополнены характеристики моделей мира, предложенные В. М. Смирновым. <...> Так, человеку с хаотической моделью мира свойственно негативное отношение к отцу и вообще лицам мужского пола, отрицательное отношение к своему прошлому и низкая осмысленность жизни. <...> Антагонистической модели соответствуют сложности в отношении целей. <...> Механистической свойственно приятие семьи и семейных ценностей. <...> Организмической модели мира свойственно культивирование надситуативных ценностей, что стимулирует ее обладателей к работе над собой. <...> Выявлена значительная роль отношения к отцу и матери в формировании тех или иных особенностей картины мира. <...> Представлен анализ гендерных особенностей представлений о себе и мире, в частности, в отношении к семье и противоположному полу. <...> Ключевые слова: картина мира, модель мира, отношение, родители <...>