12 # 4 ДЛЯ ДИСКУССИИ: УДК 159.9.016.1 ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ КАК ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ Шкуратов Владимир Александрович Досовременное психологическое знание рассматривается в статье как явление культуры и ментальности, а именно – в контексте исторической психологии, науки, изучающей развитие человека и его личности в истории. <...> Антично-средневековые учения о душе и сопутствующие практики названы протопсихологией. <...> В рефлексивном дискурсе досовременности выделены прототипы, они же две генеалогические линии, ведущие к настоящему: психеистика (рассуждения об одушевленных телах) и эгология (учения о сущностях духовно-рефлексивного плана). <...> Вторая линия начинается с пифагорейски-платоновского дуализма души и тела. <...> Античное знание о душе принимается современной психологией за исторический базис. <...> Но если одну его часть она охотно признает за свой исток, то другому, в лучшем случае, отводит значение второстепенной ветви. <...> Психолого-исторические построения сопоставляются с данными исторической психологии. <...> Генеалогия психе как корневого основания исторического древа знания обозначает почву, из которой то растет: древнюю телесность. <...> Оба прототипа современной психологии в своем историческом бытовании пронизаны коннотациями телесной культуры. <...> Дается ссылка на полипсихизм – систему досовременной протопсихологии – одновременно ментального склада эпохи и знания о нем. <...> В заключение статьи автор выдвигает и обсуждает понятие антропоузуса (человокоприменения) – порядка использования всех научных знаний для создания человекоформы современного индивида. <...> 31 РОССИЙСКИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ • 2015 ТОМ 12 № 4 Протопсихология, психеистика и эгология Я назову антично-средневековые знания о душе и сопутствующие этим знаниям практики протопсихологией, потому что: а) по отношению к собственно психологии, науке Нового и Новейшего времени, это знание есть источник базовых терминов, принципов, проблем <...>