ВОПРОСЫ ИСТОРИИ, ТЕОРИИ И МЕТОДОЛОГИИ СЛАВЯНСКИЕ ИДЕИ ЮРИЯ КРИЖАНИЧА З.Т. <...> Кржижановского, 24/35-5, Москва, Россия, 117218 В статье анализируются социологические и политологические взгляды славянского общественного деятеля XVII в. <...> Находясь в ссылке в Тобольске, он разрабатывал грамматику единого славянского языка, писал оригинальные научные работы, в которых стремился понять роль славянства в мировом историческом процессе и место в нем России. <...> Мало кто из общественно-политических деятелей бурного XVII столетия вызвал столь противоречивые о себе суждения, как Юрий Крижанич. <...> Юрий Крижанич (1617—1683) — славянский общественно-политический деятель, писатель и священник-миссионер, яркий представитель общественно-политической мысли славян XVII в., выступавший за унию католической и право7 Вестник РУДН, серия Социология, 2014, № 3 славной церквей и за единство славянских народов во главе с Россией, стремившийся противостоять османскому наступлению на христианскую Европу. <...> Крижанич — хорват по национальности, родился в городе Бихаче на северозападе Боснии. <...> Он пытался понять роль славянства в мировом историческом процессе, его место в геополитическом культурном пространстве, считал, что оно развивается по восходящей линии, хотя постоянно подвергается угнетению со стороны чужеземцев. <...> Славянские идеи Юрия Крижанича Главный труд Крижанича, написанный в Тобольске, — «Политика» [2]. <...> Размышляя о правлении, он отмечает, что «государства подвержены болезням» и причины тому разнообразны: от «власти иных народов» до «алчных людей и безбожных законов». <...> Улучшение и укрепление государства гораздо более зависит от хорошего законодательства, нежели от расширения рубежей и завоевания новых стран». <...> Но Крижанич говорит, что этого мало и «правителям необходимы еще и другие промыслы»: «три мирские основы и три столпа государства: богатство, сила и мудрость». <...> Правление, по Крижаничу, должно быть проникнуто заботой о своем народе <...>