ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ АРХАИЗМОВ И ИСТОРИЗМОВ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ* Л.М. Кольцова, Т.Ю. Кудрявцева, С.А. Чуриков Кафедра русского языка Филологический факультет Воронежский государственный университет пл. <...> Ленина, 10, Воронеж, Россия, 394006 В статье впервые рассматривается региональный литературный материал, который необходимо использовать в практике преподавания русского как иностранного. <...> Авторы анализируют фрагменты произведений А.В. Кольцова, И.С. Никитина и И.А. Бунина, знакомство с которыми необходимо студентам-иностранцам для расширения своих представлений об истории России и русской культуре. <...> Эти представления формируются путем анализа устаревшей лексики. <...> Ключевые слова: лингвокультурология, лексикология, региональная культура, архаизмы, историзмы, русский как иностранный Диалог культур и взаимодействие народов в современных условиях невозможны без глубокого и правильного понимания тех смыслов, которые на протяжении многих десятилетий складываются и реализуются в единицах языка, особенно в слове, собирающем универсальные и уникальные представления о мире. <...> Именно поэтому уровень владения русским языком иностранными студентами во многом определяется их знаниями в области русской истории и культуры. <...> Особенно благодатный материал предоставляет краеведческая тематика, обращение к которой позволяет обучающимся не только развивать и совершенствовать речь, но и активизировать, углублять и систематизировать знания по русскому языку, одновременно расширяя свои знания о разнообразии и богатстве культуры, в том числе и языковой, которая составляет региональный компонент культуросферы. <...> Работая с материалами (печатными, аудио- или видеотекстами), посвященными истории Воронежа — одного из старинных русских городов, — студенты сталкиваются с новыми, неясными для них словами и выражениями, вышедшими из активного употребле* Исследование выполнено при финансовой <...>