ИЗУЧЕНИЕ ТОПОНИМОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ (на материале учебного пособия С.А. Хаврониной и А.И. Широченской «Русский язык в упражнениях») Т.Г. Рощектаева Кафедра русского языка для иностранных учащихся Филологический факультет МГУ им. <...> М.В. Ломоносова Ленинские горы, Москва, Россия, 119991 В статье рассматриваются вопросы изучения топонимов на начальном этапе обучения русскому языку иностранных учащихся. <...> Особую роль в изучении топонимов играет учебное пособие С.А. Хаврониной и А.И. Широченской «Русский язык в упражнениях», которое способствует усвоению падежных форм имен существительных и имен прилагательных, что обеспечивает развитие коммуникативных навыков у иностранных учащихся. <...> Лексические минимумы современного русского языка, предназначенные для студентов-иностранцев и преподавателей РКИ, включают в себя лексические единицы, которые необходимы для осуществления процесса коммуникации с точки зрения установления семантических и синтаксических связей в структуре предложения. <...> На занятиях по русскому языку как иностранному изучаются имена существительные собственные: называющие имена, отчества и фамилии людей, а также топонимы, обозначающие географические объекты — города, реки, моря, горы, улицы, площади и др. <...> В процессе овладения видами речевой деятельности иностранные учащиеся сталкиваются с необходимостью понимания названия географического объекта или с необходимостью обозначения пространственной локализации событий. <...> Для реализации этой коммуникативной установки необходимо использовать в речи (письменной и устной) топонимы. <...> Название географического объекта имеет нормированную форму написания и произношения, которая закрепляется в энциклопедических словарях. <...> В ходе изучения русского языка как иностранного на начальном этапе отрабатываются чтение, написание, произношение, грамматические формы топонимов. <...> 49 Вестник РУДН, серия <...>