Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Актуальные проблемы современной науки  / №1 (86) 2016

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МИРА: КОСМИЧЕСКИЕ МИРЫ ПЛАТОНА И ДЕМОКРИТА (ЧАСТЬ 2) (100,00 руб.)

0   0
Первый авторМеськов
АвторыКоломейцев А.Е.
Страниц17
ID411446
АннотацияОписывая строение Вселенной, Платон сообщает ей очертания, которые, по его мнению, «были бы для нее наиболее пристойны и ей сродны»1. Четыре рода элементов [стихий] существовали и "обособились в пространстве еще до того, как пришло время рождаться устрояемой из них Вселенной"2, но «в них не было ни разума, ни меры»3. "Хотя огонь и вода, земля и воздух являли кое-какие приметы присущей им своеобычности, однако они пребывали всецело в таком состоянии, в котором свойственно находиться всему, до чего еще не коснулся бог"4, т.е. в беспорядке. «Поэтому последний, приступая к построению космоса, начал с того, что упорядочил эти четыре рода с помощью образов и чисел»5. И далее, обрисовывая основные принципы космической организации, Платон вновь возвращается к описанию становления регулярности и правильности во Вселенной, отмечая, что «как было упомянуто вначале, все вещи являли состояние полной неупорядоченности, и только бог привел каждую из них к согласию с самой собой и со всеми другими вещами во всех отношениях, в каких только они могли быть причастны соотносительности и соразмерности [симметрии]»6. До того же «вовсе не к чему было применить те имена, которыми мы ныне именуем огонь и воду, а равно и прочие вещи: бог впервые все это упорядочил, а затем составил нашу Вселенную – единое живое существо, заключающее в себе все остальные живые существа как смертные, так и бессмертные»7.
Меськов, В.С. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МИРА: КОСМИЧЕСКИЕ МИРЫ ПЛАТОНА И ДЕМОКРИТА (ЧАСТЬ 2) / В.С. Меськов, А.Е. Коломейцев // Актуальные проблемы современной науки .— 2016 .— №1 (86) .— С. 37-53 .— URL: https://rucont.ru/efd/411446 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Актуальные проблемы современной науки, № 1, 2016 История философии Меськов В.С., доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой Коломейцев А.Е., кандидат философских наук, доцент (Московский институт открытого образования) ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО МИРА: КОСМИЧЕСКИЕ МИРЫ ПЛАТОНА И ДЕМОКРИТА (ЧАСТЬ 2) Часть 2. <...> Физический космос Демокрита «были бы для нее наиболее пристойны и ей сродны»1. <...> «Поэтому последний, приступая к построению космоса, начал с того, что упорядочил эти четыре рода с помощью образов и чисел»5. <...> И далее, обрисовывая основные принципы космической организации, Платон вновь возвращается к описанию становления регулярности и правильности во Вселенной, отмечая, что «как было упомянуто вначале, все вещи являли состояние полной неупорядоченности, и только бог привел каждую из них к согласию с самой собой и со всеми другими вещами во всех отношениях, в каких только они могли быть причастны соотносительности и соразмерности [симметрии]»6. <...> «Божественное» Платон понимает операционально и выражает его чаще всего в опредеОписывая строение Вселенной, Платон сообщает ей очертания, которые, по его мнению, лениях ума, который именует следующими словами: устроитель, составитель – sinistas; соединитель, складывающий – syntheis; связующий – syndēsas ; творец – poiētēs; прилаживающий, строитель, чеканщик, демиург, мастер и т. д. <...> 8 Сам же ум, по словам Платона, "не может обитать ни в чем, кроме души"9, поэтому их единство в его учении выступает необходимым условием живой организации космоса, в котором ум являет собой организующее начало, а душа имеет функциональные определения, представляя из себя среду обитания ума и являясь 1 Платон. <...> «Мировая душа» Платона – это нетелесная, пронизывающая весь мир движущая сила, за»3, причем «тело неба родилось видимым, а душа – невидимой»4, поскольку, полагает Платон, быть «телесным, а потому видимым и осязаемым – вот каким надлежало быть тому, что рождалось»5, и первичное <...>