Балдицын, доктор филологических наук, профессор кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: pavel_07@bk.ru, pbalditsyn@gmail.com ЭФФЕКТ РЕВЕРБЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Для современной массовой коммуникации характерно многократное отражение любого сообщения, так что важным ее принципом становится эффект реверберации (ЭР). <...> Действие этого эффекта можно проследить на разных уровнях массовой коммуникации (МК): в информационном потоке, на одном из сайтов, в создании серийных новостей и новостных кампаний, даже на уровне отдельного сообщения. <...> При этом, как правило, источников новостей немного – одно или два агентства, остальные лишь повторяют и репродуцируют их. <...> ЭР определяет структуру и стратегию новейших СМК (средств массовой коммуникации): любой информационный сайт содержит массу перекрестных ссылок на другие ресурсы, в информационных статьях обязательны отсылки к другим новостям, в потоке новостей преобладают не сообщения о самих событиях, а отклики, мнения и комментарии. <...> Reverb determines structure and strategy of mass media in Internet: any web site and mass medium contains cross references on other media; news articles usually have references to previous news; reactions, opinions, and comments prevail over proper news in contemporary flow of information. <...> Key words: reverberation, mass communication, reflection, information stream Введение Всякий пользователь Интернета знает, что любая новость тут же получает многократное отражение, обрастает повторами и подробностями как снежный ком. <...> Например, сообщение о крушении американской ракеты «Falcon 9» 28 июня 2015 г. за полтора часа в российских СМИ имело 106 откликов, а на следующий день – уже 430 (данные поисковика Яндекс). <...> Еще одна новость – о задержа81 нии министра промышленной политики Крыма 29 июня того же года – за полчаса была растиражирована 16 раз в средствах массовой коммуникации (СМК), через 8 часов был зафиксирован уже 171 отклик. <...> Этот принцип распространения новостей напоминает множественное эхо или эффект реверберации. <...> Поэтому мы вводим новый <...>