КАК НАЧИНАЛ ГОВОРИТЬ «ВЕЛИКИЙ НЕМОЙ» Кого называли «великим немым», хорошо знали наши прадедушки и прабабушки. <...> Намто с вами почти невозможно представить, что кинофильмы могут быть совершенно беззвуч ными и что их герои ведут себя так, словно они и в самом деле глухонемые. <...> Но именно так и было, начиная с 1895 года, когда зрители увидели пер вые в мире фильмы, снятые французскими изоб ретателями кинематографа, братьями Луи и Огю стом Люмьерами, и до конца 1920х годов. <...> То, что герои фильма хотели бы сказать друг другу, для зрителей обозначалось тит рами. <...> Иногда в кадре появлялись другие надписи, сообщавшие, например, что после предыдущей сцены прошло столькото лет или что в жизни героев произошли какие то изменения. <...> Справедливости ради надо сказать, что коекакое звуковое сопровождение у «немо го» кинематографа тогда всётаки было. <...> По каз фильма обычно сопровождался игрой на пианино, которое стояло в зале кинотеатра. <...> Если герои объяснялись в любви, звуча ли «нежные», лирические мелодии… <...> На взгляд современного человека, такие фильмы были бесконечно наивными. <...> Разве сравнишь с теперешними блокбастерами, где от головокружительных спецэффектов замирает сердце! <...> И всётаки немой кинема тограф не зря называли «великим». <...> Нашим прадедушкам и прабабушкам тогда любой фильм казался настоящим чудом. <...> Их, правда, можно было увели чивать и показывать на экране с помощью «волшебного фонаря» — проекционного ап парата, однако они так и оставались непо 24 Дуглас Фэрбенкс прославился ролями благородных героев. движными. <...> Но это были уже не только «ожившие картинки». <...> А некоторые фильмы оказались в своём роде настоящими шедеврами. <...> Как раз в эпо ху «великого немого» появились жанры ки но, и поныне пользующиеся успехом у зри телей, — комедия, вестерн, исторический фильм, мелодрама. <...> И уже тогда были ки ноактёры, имевшие оглушительную славу. <...> Ведь в условиях немого кино от действий героев на экране <...>