Тишайший философ (К стопятидесятилети» со дня рождения и столетию со дня смерти Ивана Киреевского) В святцах русской культуры значится в этом году юбилейная дата стопятидесятилетия со дня рождения и столетия со дня смерти Ивана Киреевского. <...> В глазах русской общественности, всегда страдавшей недооценкой значения отечественной философии, Иван Киреевский занимает слишком скромное место в иерархии светил русской культуры. <...> Самое же славянофильство, одним из главных представителей которого он был, многим кажется теперь философским и политическим анахронизмом. <...> Идея русского народа-богоносца, подсказанная Киреевским, но в более яркой форме высказанная Достоевским, звучит теперь для многих идиллической пародией на грозные реальности, открывшиеся со времен русской революции. <...> По характеристике современников, славянофилы были окружены «подозрением сверху, враждебностью вокруг и равнодуцжюм снизу». <...> Передовые представители общественности видели в них «врагов прогресса*, а широкая общественность мало знала о них. <...> Характеристика Киреевского Писаревым, как «Дон-Кихота» русской философии, вошла в рефлексы нашего отношения к раннему славянофильству. <...> Однако с тех пор переменилось многое, в том числе и отношение к Дон-Кихоту, благородство великой и печальной фигуры которого перевешивает в наших глазах его наивность. <...> Иван Киреевский был благороднейшим представителем раннего, либерального славянофильства. <...> Если его друг и собрат Хомяков был более яркой и более Динамичной фигурой, то Киреевский превосходил Хомякова глубиной и тихой сосредоточенностью своей мысли; и, как писатель, он стоит выше Хомякова. <...> Хомяков по праву считается идеологическим вождем славянофильского движения, — он обладал всеми необходимыми для этого качествами: темпераментом бойца, непоколебимой верой в свою идею, полемическим искусством. <...> Но Киреевский по праву должен считаться наиболее значительным философским вырази <...>