Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика  / №3 2015

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОСЕМАНТИКИ В ЦЕЛЯХ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К НАРКОЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ (80,00 руб.)

0   0
Первый авторМарков
АвторыСафронов А.И.
Страниц9
ID409248
АннотацияВ статье рассматривается проблема использования методов психосемантики в целях изучения ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к наркозависимому поведению. Диагностическим инструментарием для решения данной задачи являлся психосемантический подход, позволяющий вскрывать субъективную картину мира подростка, входящего в группу риска, его вербальные и графические конструкты. На первом этапе исследования с помощью рабочих шкал авторской методики (мотивационнопотребностная сфера, эмоционально-волевая сфера, сфера нормативно-поведенческой регуляции, шкала социальных рисков, ценностно-смысловая сфера) были выявлены и описаны личностные профили подростков, склонных к наркозависимому поведению. В рамках описания личностных профилей также раскрыты особенности формирования наркозависимого поведения. Психосемантический подход, применявшийся на втором этапе эмпирического исследования, позволил с помощью модифицированного ролевого списка, предложенного респондентам, составить и охарактеризовать полученные модельные карты субъективного семантического пространства подростков группы риска. Данные модельные карты отражают субъективную ценностно-смысловую сферу, существующие корреляции между сформированными социально одобряемыми, а также рискогенными ролевыми позициями и внутренней картиной мира подростков, склонных к наркозависимому поведению. Результаты исследования позволяют совершенствовать профилактическую и коррекционную работу с подростками, склонными к наркозависимому поведению в образовательной среде.
Марков, А.С. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОСЕМАНТИКИ В ЦЕЛЯХ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К НАРКОЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ / А.С. Марков, А.И. Сафронов // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика .— 2015 .— №3 .— С. 23-31 .— URL: https://rucont.ru/efd/409248 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОСЕМАНТИКИ В ЦЕЛЯХ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К НАРКОЗАВИСИМОМУ ПОВЕДЕНИЮ А.С. <...> Зеленая, 30, Коломна, Московская область, Россия, 140411 В статье рассматривается проблема использования методов психосемантики в целях изучения ценностно-смысловой сферы подростков, склонных к наркозависимому поведению. <...> Диагностическим инструментарием для решения данной задачи являлся психосемантический подход, позволяющий вскрывать субъективную картину мира подростка, входящего в группу риска, его вербальные и графические конструкты. <...> На первом этапе исследования с помощью рабочих шкал авторской методики (мотивационнопотребностная сфера, эмоционально-волевая сфера, сфера нормативно-поведенческой регуляции, шкала социальных рисков, ценностно-смысловая сфера) были выявлены и описаны личностные профили подростков, склонных к наркозависимому поведению. <...> В рамках описания личностных профилей также раскрыты особенности формирования наркозависимого поведения. <...> Психосемантический подход, применявшийся на втором этапе эмпирического исследования, позволил с помощью модифицированного ролевого списка, предложенного респондентам, составить и охарактеризовать полученные модельные карты субъективного семантического пространства подростков группы риска. <...> Данные модельные карты отражают субъективную ценностно-смысловую сферу, существующие корреляции между сформированными социально одобряемыми, а также рискогенными ролевыми позициями и внутренней картиной мира подростков, склонных к наркозависимому поведению. <...> Ключевые слова: психосемантический подход, наркозависимое поведение, ценностно-смысловая сфера, субъективная картина мира. <...> Одной из важных проблем изучения рисков зависимого поведения выступает необходимость выявления скрытых (неосознаваемых) ценностей и смыслов, оказывающих решающее воздействие на формирование мотивов поведения индивида <...>