ПОДРАЖАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВЫСШИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ: РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД* Г.В. Ожиганова Лаборатория психологии способностей и ментальных ресурсов Институт психологии РАН ул. <...> Исходя из ресурсного подхода, автор предлагает рассматривать подражание в качестве фактора, активизирующего скрытые ресурсы — творческие, духовные (морально-ценностный аспект), саморегулятивные в младшем школьном возрасте. <...> Ключевые слова: подражание, образец творческого поведения, детский возраст, высшие способности, высшие творческие способности у детей, ресурсы, ресурсный подход. <...> Способность к подражанию является одной из ключевых в жизнедеятельности человека. <...> Появление психологии подражания связывают с именем Г. Тарда [7], который рассматривал подражание в качестве основного объяснительного принципа как индивидуальной, так и общественной жизни, характеризуя его как «постоянное, всемирное социальное явление» [8. <...> Учитывая универсальность способности к подражанию и его роль в индивидуальном развитии человека и социальном бытии, важной и актуальной научной проблемой следует признать рассмотрение подражания как фактора, позволяющего активизировать скрытые ресурсные возможности человека и влиять на формирование и развитие высших способностей — творческих, рефлексивных, духовных. <...> Отмечая социально-психологический характер феномена подражания, Г. Тард писал, что оно возникает в результате воздействия одной личности на другую: «Всякое действие любого из нас внушает окружающим нас людям, свидетелям этого, почти неотразимое желание подражать нашему действию; и если эти последние иногда противятся такому стремлению, то это потому, что оно тогда нейтрализуется в них антагонистическими воздействиями, возникшими из представившихся им воспоминаний или из внешних впечатлений» [7. <...> Г. Тард считал подражание основой общественного развития, источником которого является наличие индивидуального творчества <...>