Рассмотрены изменения в подходах российской внешней политики по ключевым проблемам региона: международно-правовому статусу Каспия, добыче и транспортировке каспийских углеводородных ресурсов, милитаризации и экологии. <...> Каспийский регион превратился в сложный клубок интересов прикаспийских государств, зачастую весьма противоречивых, стал местом столкновения геополитических стратегий внерегиональных стран. <...> Этому способствовали месторождения нефти и газа Каспийского региона, которые вызвали повышенный интерес у западных государств и стремительно приобрели ключевое значение для новых прикаспийских стран. <...> В свою очередь, молодые наследники Союза Советских Социалистических Республик объявили свои права на богатства Каспия, в связи с чем обострилась проблема раздела моря [9. <...> В правовом отношении Россия опиралась на принцип непрерывности (континуитета) российской государственности, согласно которому Российское госу71 Вестник РУДН, серия Политология, 2013, № 2 дарство (Российская империя), РСФСР, СССР и Российская Федерация — один и тот же участник межгосударственных отношений, один и тот же субъект международного права, который продолжает осуществлять права и выполнять обязательства, вытекающие из его международных договоров. <...> Достаточно уверенная позиция России по данному вопросу в первой половине 1992 г. определялась тем, что ее правопреемство в отношении статуса Каспия новые прикаспийские государства подтвердили в Алма-Атинской Декларации от 21 декабря 1991 г., согласно которой государства — участники Содружества гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих из договоров и обязательств бывшего СССР [8]. <...> Россия выступала за то, чтобы установленные Договорами режимы свободы судоходства и рыболовства (в последнем случае — за исключением 10-мильной прибрежной зоны), запрет на плавание судов под флагами некаспийских стран продолжали действовать. <...> Российская сторона <...>