Миссионерская деятельность Русской православной церкви в Якутии… <...> ИСТОРИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МИССИОНЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ЯКУТИИ (XVII – НАЧАЛО ХХ В.) <...> Петровского, 1, г. Якутск, Республика Саха (Якутия), Россия, 677009 Рассматривается история миссионерства Русской православной церкви в Якутском крае в (XVII – начале ХХ в.): определены направления государственной политики в отношении миссионерства в крае, особенности распространения миссионерской деятельности (веропроповедники, походные церкви, миссии), взаимоотношения с гражданской властью и шаманами, выявлены основные причины добровольного крещения инородцев, специфика распространения православия в крае. <...> Общие вопросы миссионерства Русской православной церкви в Сибири рассмотрены в работах П.А. Словцова, В.К. Андреевича, Т.А. Догуревича, 117 Вестник РУДН, серия История России, 2014, № 3 Е.К. Смирнова и др. <...> Православие, пришедшее на просторы Якутии, вместе с казачеством и служилыми людьми, было прежде всего государственной религией, проводником новой цивилизации. <...> Распространение христианства на восток империи связано с именами тобольских архиереев Филофея (Лещинского) и Иоанна Максимовича, направлявших на восточные просторы представителей духовенства. <...> В челобитной Филофея (Лещинского) на имя царя Петра I (1702 г.) имеются свидетельства о государственной политике по христианизации местного населения. <...> В статье 8-й челобитной митрополит Сибирский просит: «буде иноземцы похотят креститься в Православную Христианскую веру своею волею, и чтобы тем иноземцам ко крещению приходить свободно, без ясачных убытков, а ни кому возбраняется», царская помета продолжает «…не волею никаких иноземцев не крестить, и ясак с них не складывать, только спрашивать, какой ради причины приходят по Святому крещению и вере Православной» (4). <...> Высшим повелением было определено, что крещение должно быть добровольным и, кроме того, новоокрещенные <...>