ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭКСПЕРТНЫХ СИСТЕМ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ РАБОЧИХ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И.Ю. <...> Пикалов, В.А. Кудинов Кафедра методики преподавания информатики и информационных технологий Курский государственный университет ул. <...> Радищева, 33, Курск, Россия, 305000 В работе дается понятие экспертной системы, приводится ее состав и области применения. <...> Описаны возможности экспертных систем при работе в режиме ввода знаний и режиме консультации при разработке рабочих учебных планов и выборе студентами дисциплин по выбору. <...> Выявлены преимущества использования экспертной системы при разработке основных образовательных программ высшего профессионального образования. <...> Ключевые слова: экспертная система, основная образовательная программа, рабочий учебный план, компетенции. <...> В настоящее время специалистам все чаще приходится иметь дело с неформализованными задачам, т.е. задачами, в которых трудно или невозможно создать точно математическое описание или построить алгоритм решения. <...> Для решения таких задач используются экспертные системы. <...> Под экспертной системой (ЭС) будем понимать систему искусственного интеллекта, использующую знания из сравнительно узкой предметной области для решения возникающих в ней задач, причем так, как это делал бы эксперт-человек, т.е. в процессе диалога с заинтересованным лицом, поставляющим необходимые сведения по конкретному вопросу [1]. <...> По качеству и эффективности решения экспертные системы не уступают решениям эксперта-человека. <...> Это качество экспертных систем обеспечивается их способностью рассуждать о своих знаниях и умозаключениях. <...> Экспертные системы способны пополнять свои знания в ходе взаимодействия с экспертом [2]. <...> В большинстве случаев эти знания организуются как некоторая совокупность правил, которые позволяют делать заключения на основе исходных данных или предположений. <...> Основу экспертных систем составляют база знаний, машина логического вывода и модуль извлечения <...>