В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ УДК 791.43 ГОД РОССИЙСКОГО КИНО ББК 71.05+85.377,012 Т.С. ЗЛОТНИКОВА, О.В. ГОРОХОВА ОТЕЧЕСТВЕННАЯ АНИМАЦИЯ В МОДУСЕ АРХЕТИПА РЕБЕНКА* Татьяна Семеновна Злотникова, Ярославский государственный педагогический университет им. <...> 1, Ярославль, 150049, Россия Актуальность проблематики определяется имманентностью динамики вечного и преходящего (архетипа и новых культурных форм, возникающих в искусстве кино), значением архетипа как универсального кода российской массовой культуры. <...> Новизна исследования определяется соотнесением архетипа ребенка со ставшим уже классическим опытом российской/советской анимации (режиссура Ю. Норштейна <...> , Г. Бардина) и с новыми, принадлежащими массовой культуре кинопроектами («Смешарики»). <...> Рассмотрен бинарный феномен: российское кино и ребенок (ребенок-образ, ребенок-метафора, ребенок-архетип). <...> Подчеркнута распространенность архетипа ребенка в современной культуре, предложено культурно-семантическое и социально-психологическое объяснение значимости архетипа ребенка в российской анимации. <...> Отечественная анимация в модусе архетипа ребенка // Обсерватория культуры. <...> * Работа выполнена при поддержке Российс кого гуманитарного научного фонда (проект № 14-18-01833 «Текст и контекст массовой культуры: российский дискурс»). <...> 160 /В ПРОСТРАНСТВЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ ОБСЕРВАТОРИЯ КУЛЬТУРЫ. <...> Отечественная анимация в модусе архетипа ребенка /с. <...> 160–166/ Рассматривая особый бинарный феномен: российское, вырастающее из советского, кино и ребенок, причем не ребенок-персонаж, а — ребенокобраз, ребенок-метафора, ребенок-архетип, мы имеем в виду российское кино в его, казалось бы, самой «детской», на деле же и философски содержательной, и технологически сложной ипостаси — кино анимационное. <...> Отметим, что изучая архетип ребенка в массовой культуре, мы обратились к опыту анимационного кино, очевидно воплощающего этот архетип в художественнообразной структуре <...>