Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 644910)
Контекстум

Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами

0   0
Первый авторДобролюбов Николай Александрович
Издательство[Б.и.]
Страниц16
ID4051
Кому рекомендованоПублицистика
Добролюбов, Н.А. Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами : Статья / Н.А. Добролюбов .— : [Б.и.], 1860 .— 16 с. — Публицистика .— URL: https://rucont.ru/efd/4051 (дата обращения: 11.07.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Невольно сами враги изумляются богатырской доблести, и в некоторой части неприятельского лагеря даже проявляется движение в пользу отважных героев и желание стать под их знамя. <...> Еще немного -- и вот, кажется, совершится одна из тех чудесных побед, о которых рассказывается нам в богатырских сказках... <...> Но времена богатырских сказок давно прошли, и мы всегда жестоко ошибаемся, когда вздумаем применять их миросозерцание к настоящему времени. <...> Мы с самого начала смотрели довольно недоверчиво на эти надежды, и действительно, когда доходило в чем-нибудь до дела, то специальные литераторы оказывались по большей части или совсем неподходящими к своим теоретическим убеждениям, или по крайней мере весьма податливыми на уступки. <...> Но раз и мы уподобились Фамусову; это было в начале нынешнего года, когда в литературе нашей уже замирал, сопровождаемый "Свистком", один из горячих вопросов нашей литературы -- вопрос о розгах, о том, бить или не бить. <...> Вопрос этот, как известно, еще в 1857 году обсуживался в "Земледельческой газете" г. ОрловымДавыдовым и решался положительно: бить! <...> А г. Аксаков, кроме того, объявил, что требование восемнадцати розог князем Черкасским было не что иное, как уступка с его стороны из снисхождения к господствующим понятиям большинства дворян9. <...> Вскоре после образца такой уступки в деле о телесном наказании крестьян мы увидели подобную же уступчивость одного из передовых людей наших -- в вопросе о сечении детей. <...> В феврале прошлого года, разбирая отчет о Московской коммерческой академии г. Киттары, мы заметили, что он, не одобряя собственно розог, сек, однако же, воспитанников академии -- "в минуты сомнения в непогрешимости своего взгляда". <...> Нас очень опечалило тогда не только самое открытие, что детей секут еще в заведении, вверенном начальству такого человека, как г. Киттары, но и то, что этот человек так легко и наивно отзывается об этом предмете... <...> Мы поспешили выразить свой восторг, сопоставивши <...>
Всероссийские_иллюзии,_разрушаемые_розгами.pdf
Н. А. Добролюбов Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами Н. А. Добролюбов. Собрание сочинений в трех томах М., "Художественная литература", 1987 Том третий. Статьи и рецензии 1860-1861. Из "Свистка". Из лирики Примечания Е. Буртиной OCR Бычков М. Н. Tu quoque, Brute!.. {И ты, Брут!1 (лат.).-- Ред.} В русской жизни возникают иногда отрадные явления, способные привести в умиление даже человека не совсем простодушного,-- являются герои мысли и слова, выступающие прямо и безбоязненно на смертельную борьбу с застарелыми предрассудками и общественной неправдой. Посмотришь на них, оглянешься вокруг себя -- и невольно склонишь голову пред их доблестью. Около них со всех сторон теснятся враги, их окружает бесчисленное войско рутинистов, невежд, негодяев, пошляков всякого рода, и несмотря на то -- благородные герои смело подымают новое, враждебное злу знамя и самоотверженно подвергают себя всем опасностям неровного боя. Невольно сами враги изумляются богатырской доблести, и в некоторой части неприятельского лагеря даже проявляется движение в пользу отважных героев и желание стать под их знамя. Еще немного -- и вот, кажется, совершится одна из тех чудесных побед, о которых рассказывается нам в богатырских сказках... Но времена богатырских сказок давно прошли, и мы всегда жестоко ошибаемся, когда вздумаем применять их миросозерцание к настоящему времени. Воображение наше, еще в раннем детстве расстроенное фантастическими бреднями нянюшек, нередко обливает для нас каким-то волшебным светом простые явления действительной жизни; но зато как приходится нам краснеть и стыдиться, когда эти явления вдруг предстанут нам в своем настоящем свете!! Нас лично нельзя упрекнуть в особенной наклонности к увлечениям розовыми надеждами. Мы не раз отзывались холодно и даже насмешливо о таких явлениях, от которых другие ожидали чуть не установления всеобщего благоденствия. Но и мы не остались совершенно чистыми от ребяческих увлечений. Со стыдом и прискорбием пришлось нам недавно вспомнить об одном из них, и мы спешим очистить себя публичным покаянием и откровенным изложением дела. Начнем с нескольких общих объяснений. Известно, что в последнее время обнаружилось в России много хороших литераторов во всех сферах общественной деятельности -- в полицейской, в медицинской, в комиссариатской, в судебной, в откупной, и пр., и пр.2. Современные Фамусовы, полагающие, что Написано -- и с плеч долой,-возложили на этих литераторов твердые надежды относительно всех предстоявших усовершенствований русского быта. Мы с самого начала смотрели довольно недоверчиво на эти надежды, и действительно, когда доходило в чем-нибудь до дела, то специальные литераторы оказывались по большей части или совсем неподходящими к своим теоретическим убеждениям, или по крайней мере весьма податливыми на уступки. Уступок этих мы могли бы здесь указать много, но не считаем этот предмет таким малоизвестным, чтоб о нем стоило распространятьея. Притом же практическая уступчивость рьяных теоретиков не представляет сама по себе ничего необычайного: она, напротив, совершенно в порядке вещей. Человек выступает на битву и вдруг видит, что против него тысяча врагов: естественно, что он должен -- или бежать совсем, или сделать несколько таких уступок, после которых хотя часть противников перешла бы на его сторону. Зато у него остается надежда побить самых закоснелых врагов. Начальник, преследующий взятки, но чувствующий себя бессильным для их искоренения, наконец допускает благодарность и ограничивается тем, что запрещает лишь
Стр.1