28, г. Москва, Россия, 107045 В статье рассматривается поэтика воплощения образа Москвы в русской литературе начала XXI в. на примере прозы Сергея Шаргунова, Романа Сенчина, Ольги Славниковой. <...> Автор обращается к истории становления «московского текста» и выявляет в прозе современных авторов как следование традициям изображения Москвы как города-храма, города-женщины, города-государства, так и отказ от ряда традиционных элементов мифопоэтики в пользу новых художественных практик, в числе которых снижение статуса традиционных сакральных локусов «московского текста», доминирование урбанистических образов, лишенных историкокультурной значимости, изображение Москвы как семиотически пустого пространства. <...> Подробно проанализирована художественная концепция героя «московского текста» — правдоискателя и странника у С.А. Шаргунова, обывателя, равнодушного ко всему, что не составляет сферы его личного благополучия, у Р.В. Сенчина и карьериста, развивающего идеи «подпольного человека» Ф.М. Достоевского, у О.А. Славниковой. <...> Автор статьи приходит к выводу о том, что в «московском тексте» XXI в. столица стала городом карьеры, в галерее персонажей ведущее место заняли герои-обыватели и герои-карьеристы, происходит сближение «московского» и «петербургского» локальных текстов русской литературы, отражающее общемировую тенденцию к унификации и стандартизации жизненного уклада мегаполиса. <...> Ключевые слова: русская литература, московский текст, образ Москвы, мифопоэтика, женщина-город, герой-праведник, герой-странник, герой-неудачник, локус, топос Образ Москвы является ключевым пространственным образом русской литературы, отражающим политические, экономические и социально-культурные перемены в стране. <...> С первых упоминаний в отечественной словесности Москва выступает как город-спаситель, город-храм, коронационный город, город-государство, город на крови. <...> В цикле «повестей о начале Москвы» XVII в. утверждается <...>