НИКОЛАЙ КАВАЛЕРОВ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ТИПА «ПОДПОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА» В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ К.В. <...> 1, Москва, Россия, 119991 Статья посвящена сравнительному анализу образов Парадоксалиста («Записки из подполья» Ф.М. Достоевского) и Николая Кавалерова («Зависть» Ю.К. Олеши). <...> Рассказчик «Записок из подполья» и главный герой романа «Зависть» обладают целым рядом сходств в мировоззрении, поведении, чертах характера, психологии и языковых особенностях. <...> В образе Кавалерова воплощается весь комплекс «подпольных» черт: гордость у него сочетается со стремлением к самоуничижению; герой склонен к мечтательности и литературности при полной неспособности к реальной деятельности. <...> Сходным образом складываются и взаимоотношения героев Достоевского и Олеши с окружающими людьми. <...> На основании проведенного анализа делается вывод: Николай Кавалеров представляет собой своеобразную трансформацию литературного типа «подпольного человека» в исторических условиях 20-х гг. <...> Сходство двух героев — Николая Кавалерова из романа «Зависть» и Парадоксалиста рассказчика «Записок из подполья» — ранее уже отмечалось критиками и литературоведами. <...> 304], тем самым указав на литературную преемственность романа Олеши по отношению к повести Достоевского. <...> Сходство этих произведений отмечалось уже в постсоветском литературоведении. <...> Об этом конфликте пишет и В.Н. Кузьмина в статье «Между философией “подполья” и мироощущением “человека толпы”». <...> Сравнивая героев Достоевского и Олеши, исследовательница делает важный для нас вывод: «Образ “подполья” оказывается явлением универсальным, определенным состоянием человеческой души, утратившей цельность, нарушившей гармонию, равновесие между идеалом, красотой и зеленой реальностью как божественным созданием. <...> XX век оказался гораздо более изощренным в изобретении самых многообразных форм подобной дисгармонии» [3. <...> По нашему убеждению, герой «Зависти» — это «подпольный человек» Достоевского <...>