Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634757)
Контекстум
.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика  / №2 2015

ЖАНР И ПОЭТИКА АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ОЧЕРКОВ И.С. ШМЕЛЁВА (80,00 руб.)

0   0
Первый авторПинаев
Страниц7
ID404230
АннотацияВ статье выявляется жанровая природа автобиографических очерков И.С. Шмелёва «Лето Господне» и «Богомолье». Их содержание сводится к «душестроительству» подростка. В этой связи уместны такие определения, как «психологический роман», «психологическая повесть». И в то же время это «педагогические романы», поскольку в них присутствует «идеальный воспитатель», Горкин, который использует педагогику любви и добра, руководствуясь христианскими заповедями. Немало места уделяется поэтике произведений Шмелёва, связанной с детским мировосприятием, которое передаётся через цветовые и звуковые ощущения.
Пинаев, С.М. ЖАНР И ПОЭТИКА АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ОЧЕРКОВ И.С. ШМЕЛЁВА / С.М. Пинаев // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика .— 2015 .— №2 .— С. 9-15 .— URL: https://rucont.ru/efd/404230 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЖАНР И ПОЭТИКА АВТОБИОГРАФИЧЕСКИХ ОЧЕРКОВ И.С. <...> Пинаев Кафедра русской и зарубежной литературы Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198 В статье выявляется жанровая природа автобиографических очерков И.С. Шмелёва «Лето Господне» и «Богомолье». <...> В этой связи уместны такие определения, как «психологический роман», «психологическая повесть». <...> И в то же время это «педагогические романы», поскольку в них присутствует «идеальный воспитатель», Горкин, который использует педагогику любви и добра, руководствуясь христианскими заповедями. <...> Немало места уделяется поэтике произведений Шмелёва, связанной с детским мировосприятием, которое передаётся через цветовые и звуковые ощущения. <...> Разговор о жанровой природе программных произведений И. С. Шмелёва «Лето Господне» и «Богомолье» ведется давно, и едва ли можно говорить о том, что он близок к завершению. <...> Михайлов в конце 1980-х гг. полагал, что книги писателя не поддаются «даже привычному жанровому определению (быль-небыль? миф-воспоминание? свободный эпос?): путешествие детской души, судьба, испытание, несчастье, просветление» [1. <...> Э.В. Чумакевич в своей диссертации (1994) отмечала, что становление художественного метода Шмелёва происходило на стыке реализма и модернизма, когда в творчестве многих писателей бросалась в глаза так называемая «размытость» жанров. <...> Импрессионистическая манера мозаики, свойственная Шмелёву, в сочетании с «густым реализмом», считает Чумакевич, «обусловила определенные трудности в определении жанра дилогии» [2. <...> Так, «Солнце мертвых» можно определить как эпопею в рассказах, «Родное» — как сборник рассказов, «Богомолье» — как повесть в рассказах, объединенных одним сюжетом, как, впрочем, и «Лето Господне», в плане композиции более сложное произведение, «и жанр, и стиль, и все другие средства которого подчинены воплощению такого сложного, тайного, личного процесса, как “душестроительство <...>