Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198 В статье делаются выводы о близости философской утопии Н. Бердяева <...> о смысле творчества с поэтическими представлениями о творчестве М. Цветаевой <...> Казалось бы, мысль о творческом делании, о просветлении жизни искусством роднит Цветаеву с символистами-теургами. <...> же, проводивший более последовательно ревизию христианства, дерзко отожде183 Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2014, № 3 ствляет третью ипостась Бога — с Духом Творящим — новым Адамом — андрогином, абсолютным человеком. <...> дает мистическую версию вечной жизни Творца (умершего Рильке). <...> не могла не перейти к обожествлению творческого акта как такового. <...> Если символисты-теурги, устремляясь к царству абсолюта и красоты, оставались все же в сфере искусства, то М. Цветаева <...> Она понимает задачи творческого акта именно онтологически. <...> На личности, раскрывающей себя в творчестве любви, стоит печать богоподобия. <...> «Поэму Горы» и «Поэму Конца» под таким углом зрения, можно прийти к любопытным выводам. <...> Значит, в любовной коллизии обеих цветаевских поэм узнается трагическая коллизия ницшеанского сознания, не знающего религиозного пути к сверхчеловеку. <...> Цветаевская Ева не могла бы быть творцом, если бы ей не было знакомо чувство стиля любви. <...> И, наконец, цветаевская Ева самозабвенно вовлекается в игровую, театральную стихию любви: «Я виртуоз из виртуозов / В искусстве лжи» [2. <...> Без всякого уничижительного оттенка творчество любви называется «лицемерьем» и «лицедейством» [2. <...> Обращает на себя внимание и то, что творческий акт связан в сознании М. Цветаевой <...> несравненно раскрыла гениальную природу именно женской любви, в отличие от мужской, которая только талантлива. <...> еще и в том, что женщина горячее ищет в любви утерянный андрогинизм. <...> Можно с уверенностью сказать, что творческое соединение полярностей в единую плоть и дух, реализация андрогина, девы-юноши — главный, и весьма трагический, сюжет ее любовной <...>