Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
История и современность  / №2 2015

МИФ, АНТИМИФ И АНЕКДОТ В САКРАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИДЕОЛОГИИ (60,00 руб.)

0   0
Первый авторГребенник
Страниц20
ID402954
АннотацияВ статье анализируетcя подрыв советской идеологической мифологии на уровне сакрального. Уровень сакрального – это уровень, где расположена корневая система ценностей данного социума. То, что ценно, освящается; то, что является священным, становится ценным. Общество без скрепляющих убеждений, без согласия относительно базовых ценностей, без сакральной структуры – это песок. Основанное на нем политическое образование – называйте его хоть государством, хоть супердержавой – это замок на песке. Развал Советского Союза был бы невозможен, если бы Система не лишилась своего защитного «озонового слоя» – сакральной идеолого-мифологической ауры. Власть потеряла не только инструмент управления (что важно), но и средство собственной легитимности (что еще важнее). Эта работа осуществлялась путем рациональной деконструкции мифов, выявлением «правды истории», которая не согласуется с правдой мифа. Но на этом борцы с советской идеологией не останавливались, а создавали из того же материала собственный миф, вернее, антимиф, поскольку по всем своим параметрам и функциональным целям он работает так же, только с противоположным знаком. Автор подробно анализирует эту технологию на примере классического советского мифа о Павлике Морозове. В заключительной части рассматривается работа анекдота, убивающего на корню сакральную ауру политического мифа. Если миф – это магия, то анекдот – антимагия. Миф закрепощает, делает игрушкой, объектом манипуляции, анекдот освобождает. Анекдот – это глоток свободы и упоительной правды в условиях несвободы. Вот почему он обладает такой притягательной силой в «серьезных» политических режимах.
Гребенник, Г.П. МИФ, АНТИМИФ И АНЕКДОТ В САКРАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИДЕОЛОГИИ / Г.П. Гребенник // История и современность .— 2015 .— №2 .— С. 140-159 .— URL: https://rucont.ru/efd/402954 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ГРЕБЕННИК МИФ, АНТИМИФ И АНЕКДОТ В САКРАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ИДЕОЛОГИИ В статье анализируетcя подрыв советской идеологической мифологии на уровне сакрального. <...> Уровень сакрального – это уровень, где расположена корневая система ценностей данного социума. <...> Общество без скрепляющих убеждений, без согласия относительно базовых ценностей, без сакральной структуры – это песок. <...> Развал Советского Союза был бы невозможен, если бы Система не лишилась своего защитного «озонового слоя» – сакральной идеолого-мифологической ауры. <...> Власть потеряла не только инструмент управления (что важно), но и средство собственной легитимности (что еще важнее). <...> Эта работа осуществлялась путем рациональной деконструкции мифов, выявлением «правды истории», которая не согласуется с правдой мифа. <...> Автор подробно анализирует эту технологию на примере классического советского мифа о Павлике Морозове. <...> В заключительной части рассматривается работа анекдота, убивающего на корню сакральную ауру политического мифа. <...> Анекдот – это глоток свободы и упоительной правды в условиях несвободы. <...> Миф, антимиф и анекдот в идеологии 141 Ключевые слова: идеология, миф, мифологическое сознание, антимиф, сакральные архетипы, анекдот. <...> Поэтому кризис советской (коммунистической) идеологической мифологии по своим последствиям был даже более страшным для Системы, чем экономический кризис, поскольку лишил власть и общество («партию и народ») способности к мобилизации на «борьбу за социализм» (сохранение существовавшего строя). <...> Под идеологией я понимаю систему отобранных социальных мифов, в которой представлены интересы больших социальных групп в ценностном плане (Гребенник 2011: 17). <...> У подножия культа богов и вождей в коммунистической мифологии теснились герои-борцы, утверждавшие своей жизнью и, в еще большей степени, смертью идеальные нормы коммунистической морали. <...> Мифологизация событий этого периода создала сакральный пласт коммунистической <...>