Т. П. УРОЖАЕВА ПРОТЕСТНОЕ ДВИЖЕНИЕ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ В 1990-е гг. <...> Период конца 1980–1990-х гг. в России характеризовался противоречивыми социально-экономическими и политическими преобразованиями, в ходе которых нарастали протестные настроения и действия в обществе. <...> Данная тенденция была характерна почти для всех регионов РФ, в том числе и Иркутской области, в непроизводственной сфере которой социальный протест наиболее интенсивно проявился в сфере народного образования. <...> В протестном движении педагогов и медиков Иркутской области конца XX в. отчетливо прослеживается динамика, которая характеризуется началом социального протеста, его усилением, радикализацией и снижением. <...> Период 1990-х гг. в России характеризовался противоречивыми социально-экономическими и политическими преобразованиями, в ходе которых нарастали протестные настроения и действия в обществе. <...> В Иркутской области в непроизводственной сфере социальный протест наиболее интенсивно проявился в сфере образования. <...> В конце 1980-х гг. сложились предпосылки социального протеста педагогов и были отмечены первые действия протестного характера. <...> Причинами возникновения протеста являлись: низкая заработная плата педагогов; ухудшение социально-экономической ситуации в сфере образования СССР в целом и Иркутской области в частности, вследствие чего в регионе резко возрос отток учителей в другие отрасли. <...> По мнению Е. С. Оболкина, социальный протест в системе образования региона можно разделить на пять этапов: 1) 1989 г.; 2) 1990–1993 гг. <...> Основанием для данной периодизации явились два критерия: 1) форИстория и современность, № 2, сентябрь 2014 82–91 Т. П. Урожаева. <...> 83 мы социального протеста; 2) требования, выдвигаемые в ходе социального протеста (Оболкин 2009: 206–207). <...> Для первого этапа протестной борьбы учителей Приангарья за свои права было свойственно требование повышения оплаты своего труда. <...> Однако первые акции протеста педагогов <...>