Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.
Правовая культура  / №1 (16) 2014

Человек и государство в контекстах античной культуры: гуманистические смыслы истории и современность (40,00 руб.)

0   0
Первый авторФёдорова Татьяна Дмитриевна
Страниц7
ID402554
АннотацияСвоеобразным развитием античной философско-антропологической мысли индивидуалистического направления является философский образ человека в учении Сократа, который открывает новый план существования человека не как индивида вообще, а как субъекта сознательного мышления. Майевтика как личностно переживаемый интеллектуальный поиск истины концентрирует понятие «меры» не в человеке и не в сознании, а в «осознанном» мышлении, направленном не на «фисиологическую» причинность, необходимость, судьбу, а на поиск знания, которое соединит в себе благо (моральность), смысл и общее. «Моральный» интеллектуализм Сократа обозначает новую бытийственную характеристику человеческого мышления – направленность мышления на поиск общего, заключенного в понятии.
Фёдорова, Т.Д. Человек и государство в контекстах античной культуры: гуманистические смыслы истории и современность / Т.Д. Фёдорова // Правовая культура .— 2014 .— №1 (16) .— С. 25-31 .— URL: https://rucont.ru/efd/402554 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА Татьяна Дмитриевна Фёдорова* 1 Человек и государство в контекстах античной культуры: гуманистические смыслы истории и современность Своеобразным развитием античной философско-антропологической мысли индивидуалистического направления является философский образ человека в учении Сократа, который открывает новый план существования человека не как индивида вообще, а как субъекта сознательного мышления. <...> Майевтика как личностно переживаемый интеллектуальный поиск истины концентрирует понятие «меры» не в человеке и не в сознании, а в «осознанном» мышлении, направленном не на «фисиологическую» причинность, необходимость, судьбу, а на поиск знания, которое соединит в себе благо (моральность), смысл и общее. <...> Мерой выступает обретение истинностного бытия через осознанную логическую реальность собственного мышления, обнаруживающего общее, смысл, добро как проявление бытийственного абсолюта. <...> Онтология, вытекающая из сократовской философской картины человека и его индивидуалистического гуманизма, содержит не детерминистскую основу, а, скорее, телеологическую. <...> Сама по себе «фисиологическая» причинность, сущность вещей по Сократу не имеет особого значения, мышление субъекта совпадает с бытием в поисках собственного смысла, значения. <...> В этом смысле природное и социальное бытие – это пространство актуализации персонифицированного смысла, цели, принадлежащие конкретному человеку. <...> В этом смысле соотношение философских картин человека и мировых порядков бытия до Платона в значительной мере происходило в антропно-натуралистическом «размере» – из очевидности телесного присутствия вещи, а точнее, ее соприсутствия индивиду, выводятся существование, реальность, вещность как тотальные свойства Универсума, присутствующие в мышлении. <...> Этот вид бытия – носитель детерминации, формы, порядка, меры, гармонии, согласованности вещей, которые «накладываются» на «хору», лежбище <...>