Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Грани  / № 31 1956

Д. С. Стеллецкий (90,00 руб.)

0   0
Первый авторМаковский
Страниц12
ID401978
АннотацияСтатья посвящена творчеству Дмитрия Семеновича Стеллецкого.
Маковский, С. Д. С. Стеллецкий / С. Маковский // Грани .— 1956 .— № 31 .— С. 153-164 .— URL: https://rucont.ru/efd/401978 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

СТЕЛЛЕЦКИЙ 1 Об историческом возрасте России, —- или, вернее, о культурном возрасте (я разумею под «культурой» духовные ценности народа) — наше мнение прочно: мы молоды. <...> Да, в этом смысле мы юны, наша имперская, целиком западническая культура предстает нам совсем «молодой-, только созревавшей в течение двух столетий (едва проникая в простонародные слои) до рокового катаклизма — революции. <...> Одно из значительнейших достижений нашего X X века и есть это новое понимание дониконовских икон, потемневших неузнаваемо под слоями олифь! к замуравленных в роскстнк риз, и фрееох, большего частью замаззлкых ихту хатуркой. <...> 2 Все творчество Дмитрия Семеновича Стеллецкого, выставлявшего В Poccit'i свои первые живописные и скульптурные правоведения начиная с 900 тодов, — попытка восстановить художественный вкус допетровской Руси, вопреки западническим навыкам. <...> Он верил, что русское художество, возвратись к забытой традиции нашего «Востокао, сбретет н-вые силы — и не только в области церковной живот» -си (окончательно выродившейся от подражания западным образцам), но и всего нашего искусства, которому Ренессанс Запада не указ, — у него, русского искусства, свои народные пути, ему предначертано продолжить угасавшее с середины XVI века великое художество Ромеев, Стелленкий, с хоторым я был близок лет сорок, часто говорил со мною па эту тему. <...> Эта отчужденность и есть его самобытность, точнее — отсюда ведет истинный путь русского художества, — в нем сочетаются и религиозные чаяния православия, и декоративный вкус фольклора, и пережиткп языческой дрезнойтк. <...> Сколько раз слушал я, — встречаясь с ним и в Петербурге в дни «Аполлона», it в Крыму после революции, и в изгнании на южном берету Франции, где меценатствующие эмигранты кое-как поддерживали его художнический пыл, и а Париже, где он работал над росписью церкви Сергиева Подвория, — сколько раз слушал я горячие, « з сердца льющиеся иеремиады против измельчания и пошлое <...>