ТОЧКА ЗРЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДК 37.011 Н.И. Сперанская, О.Е. Яцевич, Тюменский индустриальный университет Диалог – дискурс: семантика контента Тюменский индустриальный университет Хотя в научных трудах и публикациях часто встречаются термины «диалог», «дискуссия», «диспут» и «дискурс», не всегда дифференцируется различие их семантики. <...> Для написания статей нами активно использовалась диалоговая форма, которая является наиболее эффективной при обсуждении актуальных вопросов, так как она позволяет сопоставить как минимум две точки зрения на рассматриваемые аспекты, что стимулирует мыслительную деятельность читателя, который переходит в разряд собеседника. <...> Но кроме имеющихся преимуществ диалоговая форма имеет и некоторые неудобства: например, проблематично логически структурированное описание научного изыска© Сперанская Н.И., Яцевич О.Е., 2016 50 ния. <...> Это подтолкнуло нас к поиску новых способов изложения материала, тщательному рассмотрению семантики цепочки: диалог – дискуссия – диспут – дискурс. <...> В настоящей статье мы продолжим наш диалог, начатый в № 2 журнала «Высшее образование сегодня» за 2016 год, и остановимся на семантических акцентуациях рассматриваемых нами терминов. <...> Н.И. Сперанская: Термины «диалог», «дискуссия», «диспут», «дискурс» при поверхностном рассмотрении схожи по звучанию и семантике: ошибочно рассматривается префикс «ди-», т.е. «два», вместо «диа-», который в русском языке имеет значение сквозного движения и проникновения (например, «диагональ» буквально переводится как «идущая через»). <...> Это выбор только двух альтернатив из имеющегося множества. <...> В наиболее широком научном понимании этот термин представляет собой обмен репликами между двумя (приставка «ди» оказывает свое влияние) или более собеседниками, т.е. это особая форма организации обмена информацией как письменно, так и устно. <...> Философия рассматривает его как специфическую форму организации <...>