ПСИХОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ УДК 159.9.019 Е. Л. Бобылев, Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. <...> Н.И. Лобачевского Оппонентный круг Л.С. Выготского в процессе создания психологической концепции искусства Арзамасский филиал Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. <...> Работая над «Педагогической психологией», Л.С. Выготский для объяснения поведения человека впервые включает в работу телесного механизма такой социокультурный регулятор, как слово. <...> «Соединяя» И.П. Павлова и А.А. Потебню психолог пытался избавить принцип рефлекса от дуализма теле© Бобылев Е.Л., 2016 44 сного и духовного, индивидуального и социального, организма и сознания. <...> Этот же принцип позже используется Л.С. Выготским в «Психологии искусства», так как главной опорой в построении психологической концепции искусства было слово. <...> Л.С. Выготский под влиянием идей А.А. Потебни совсем подругому подошел к слову. <...> Литературный текст он поставил на место того, что рефлексология обозначала термином «раздражитель». <...> В теории Л.С. Выготского соответственно и понятие реакции приобрело особый смысл как «ответное действие на поэтические стимулы». <...> В результате всех трансформаций появилось представление об особой форме человеческой активности, которая получила название «эстетическая реакция». <...> Соотнеся литературный текст как систему особых раздражителей с рефлексологической формулой «стимул – реакция», психолог, в отличие от формалистов, определял его эстетическую ценность по ответной реакции, сдвигу, производимому им в нервно-психологических ресурсах человека. <...> Для решения проблемы эстетической реакции в условиях достижений рефлексологии Л.С. Выготскому пришлось переосмыслить само понятие «организм». <...> Руководящий принцип психолог взял у своего любимого философа Б. Спинозы <...> оспаривал утверждение, что творения искусства невозможно объяснить <...>