—2015 НАУКА И ТЕХНИКА №2— Сергей Шумилин Артиллерийский вагон бронепоезда «Пекин», хорошо видны шаровые установки для пулеметов в бортах ЖЕЛЕЗНЫЕ ДРАКОНЫ НА ПРОСТОРАХ ПОДНЕБЕСНОЙ (БРОНЕПОЕЗДА В КИТАЕ) ЧАСТЬ 1. <...> РУССКИЙ СЛЕД дельные провинции, правители которых в борьбе за влияние схватывались друг с другом в перманентных войнах. <...> После ряда вооруженных конфликтов, получивших в истории название «войны милитаристов» (каждый местный правитель — тупан (toupan) — в обязательном порядке присваивал себе генеральское, а то и маршальское звание), территорию Китая поделили между собой несколько основных военно-политических группировок. <...> К середине 20-х годов север страны контролировала маньчжурско-фэньтянская группировка маршала Чжан Цзолиня с примкнувшим к нему шаньдунским «милитаристом» Чжан Цзунчаном; центральный Китай — группировка генерала У Пейфу и примыкавшего к нему генерала Сунь Чуаньфана (приморские провинции); северо-запад — армии генерала Фэн Юйсяна; и, наконец, южный Китай был под контролем Гоминьдана с его Национально-революционной армией (НРА). <...> В этих условиях жизненную важность приобретали железные дороги, которые могли подобно кровеносным сосудам обеспечивать потребности противоборствующих армий. <...> К 1911 году на территории Китая имелось около 3750 км железнодорожных путей, из которых почти две трети (2450 км) приходилось на Восточно-Китайскую железную дорогу (КВЖД), построенную царской Россией. <...> Все это позже поспособствовало активному строительству бронепоездов, ставших в специфических условиях Китая одним из самых мощных аргументов в военных спорах между «милитаристами». <...> К середине 1920-х годов крупнейшую военно-политическую группировку, базировавшуюся на северо-востоке Китая, по сути самостоятельное государство на территории Маньчжурии (или по китайской терминологии — Трех Провинций Северо-Востока), возглавлял Чжан Цзолин. <...> Его младшим партнером-союзником был Чжан Цзунчан, который <...>