УМНЫЕ КАНИКУЛЫ: летние исследовательские смены Алексар Игоревич Ерили, кандидат педагогических наук, директор детского образовательно-оздоровительного лагеря им. <...> Н.С. Талалушина, Институт прикладной физики Российской академии наук е-mail: ermilin-aleksandr@mail.ru Елеа Васильева Ерилиа, кандидат педагогических наук, ведущий инженер ИПФ РАН, заместитель директора по научно-методической и воспитательной работе ДООЛ им. <...> Талалушкина, Институт прикладной физики Российской академии наук е-mail: elermilina@gmail.com В то, как сегоя оргаизоваа жизееятельость етей и поростков в условиях каикул, отражеы преставлеия о роли ополителього образоваия етей в обществе. <...> На первый взгля, оели етского отыха весьа разообразы: спортивые и озоровительые сеы, школы лиеров, игровые, фольклорые и профильые сеы, сеейые лагеря и р. <...> Межу те ои, как правило, сохраяют психолого-пеагогические проблеы траициоых воспитательых систе: отчужеие ира взрослых от ира етей, еостаточую ааптацию к веущеу ля кажого возраста виу еятельости, увлечеие пеагогов игровыи етоаи и техологияи «забавляющей пеагогики». летние исследовательские смены детей и учёных С 2003 года на базе Детского образовательно-оздоровительного лагеря им. <...> Н.С. Талалушкина Института прикладной физики РАН (Нижний Новгород) существует образовательная программа «Умные каникулы», в которой представлена модель летней исследовательской смены, объединившей культурную, досуговую и образовательную деятельность школьников. <...> Специально организованное дополнительное научное образование позволяет пополнить представления школьников о науке тремя способами: обогащая предметные знания, предлагая новые средства научного познания 149 индивидуальный образовательный маршрут знания, творчество сообщество и организуя неформальную коммуникацию с миром <...>