БЕЗОТКАЗНЫЕ РИТОРИЧЕСКИЕ ПРИ¨МЫ Алексар Алексарович Мурашов, профессор Гродненского государственного педагогического университета им. <...> Янки Купала, доктор педагогических наук e-mail: alexm55@rambler.ru Безотказые при¸ы пеагогической риторики — те, которые поогут соврееоу учителю офорить высказываие точо, поставить заачу ч¸тко, обратиться к классу убеительо и ярко. <...> Эти при¸ы поогут преоолеть затруительую ситуацию общеия с классо, а в коечо сч¸те — оказаться коуикативы лиеро, безусловы и еоспориы. <...> Уачо айеый риторический выхо поогает стуету-практикату оказаться среоточие виаия, а в коечо сч¸те — собствео учителе, за которы хотят ити ребята. запланированная неожиданность спор отзеркаливание кризис Запланированная неожиданность В ситуации, где нет высокомудрых сентенций, нет перлов красноречия и зрительного зала, замирающего в предчувствии актёрского откровения, учитель использует приём педагогической риторики, который условно обозначим как запланированная неожиданность, что означает исключительную важность неожиданного (для слушателя) при восприятии материала. <...> Риторический смысл неожиданного указывает Аристотель: «Большая часть изящных оборотов получается с помощью метафор и посредствам обманывания слушателя… <...> Этот приём — едва ли не самое мощное средство воздействия на аудиторию — как заинтересованную, но требующую некоей «искры», способной вывести из безразличия, так и новую, изучающую наставника (во втором случае риторический приём запланированной неожиданности не должен заслонять учебного материала, и пользоваться им нужно осмотрительно). <...> Это своего рода крайняя языковая мера, когда педагог сразу и безусловно предъявляет себя в качестве коммуникативного лидера, «первого пилота», каким он должен быть 132 Народное образование 6’2015 амортизация децентрализация <...>