СО ПРОТИВЛЕНИЕ ПЕДАГОГОВ школьным реформам Лариса Николаева аилова, доцент Ярославского государственного педагогического университета им. <...> 1@mail.ru Школа еизео противится изееия, и, с оой стороы, в это е¸ спасеие от еужых трасфораций, а с ругой, — это ешает рефорироваию: систеа общего образоваия, как известо, — оо из саых сложорефорируеых объектов в социальой сфере. активное и пассивное сопротивление учителей информирование Сопротивление активное и пассивное Один из законов физики гласит, что действие вызывает противодействие. <...> Так, изменения в общественных институтах всегда встречают сопротивление, т.е. влекут за собой деятельность, направленную на противодействие изменениям. <...> Образовательная система противится любым изменениям, и бесконфликтная реализация реформ — это, скорее, исключение, чем правило. <...> Для оптимизации управления процессами изменений реформаторы и органы управления образованием должны ожидать сопротивления и уметь с ним работать. <...> 48 Сопротивление выражается в установках людей и в их действиях, связанных с нежеланием или отказом осуществлять вводимые в школу перемены и поддерживать замысли реформаторов. <...> Сопротивляться школьным реформам могут родители и учащиеся, наука и вузы, оппозиционные политические силы, освещать изменения в невыгодном свете могут и СМИ. <...> Но более всего для педагогики важно неприятие реформ учителями — людьми, осуществляющими намеченные властями преобразования в школах и классах. <...> Встречается, по меньшей мере, две формы сопротивления педагогов реформированию: активная и пассивная. <...> К активной форме относятся отказ принимать и использовать изменения, когда педагоги не согласны с утверждением об их целесообразности, а также деятельНародное образование 6’2015 причины сопротивления мотивация ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ность, направленная на дискредитацию реформ. <...> Пассивное сопротивление <...>