Светлаа Эрлеова Берестовицкая, заместитель директора по воспитательной работе лицея № 226 г. Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук мировоззрение мировоззренческое самоопределение «Когда нет чёткого критерия истинаучное мировоззрение целостное мировоззрение ны, люди находят опору в своём мировоззрении», — написал молодой человек в эссе на тему «Моя философия». <...> В течение последних десяти лет исследовался процесс мировоззренческого самоопределения старшеклассников в школьном образовании. <...> Были проанализированы более 1000 анкет и философских эссе учеников, которые показали, что современные старшеклассники мучительно размышляют над смысложизненными вопросами: Если задуматься, то мы живём ради того, чтобы зарабатывать деньги, зачем тогда жить и кому это надо? <...> Проблема педагогической поддержки смысложизненных исканий юношества становится особенно актуальной в ситуации мировоззренческого плюрализма. <...> Становление целостного мировоззрения одно из требований к личностным результатам образования, заявленным во ФГОСах, однако каким именно должно быть это мировоззрение и какими педагогическими средствами способствовать его становлению — ответов на эти вопросы в современной педагогике нет. <...> Как соединить в мировоззрении научные знания и религиозные верования? <...> В чём принципиальное отличие современных условий мировоззренческого самоопределения юношества от советского периода нашей истории? <...> В советской педагогике проблема формирования мировоззрения школьника была одной из основных. <...> Э.И. Моносзоном и ряд других учёных сформулировали понятие мировоззрение; при этом подчёркивалось, что мировоззрение человека определяет идейную направленность всей его жизни и деятельности. <...> Т.А. Ильина считала, что эти компоненты тесно связаны с определёнными эмоциями, которые можно назвать мировоззренческими чувствами, — это чувство патриотизма, интернационализма, общественного <...>