Вопросы экономических наук, № 3, 2016 Пантелеев А.П., кандидат экономических наук, профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации ОТ СТОИМОСТНОГО АНАЛИЗА К УПРАВЛЕНИЮ СТОИМОСТЬЮ Чтобы успешно включиться в конкурентную рыночную среду, реализовать стратегическое планирование по росту рыночной стоимости компания, должна критически переосмыслить используемые управленческие инструменты, устранить их недостатки. <...> Одной из основных возможностей решения этой проблемы является использование инструментов управления, ориентированных на управление стоимостью. <...> Концепция управления стоимостью компании (value based management, VBM) – это построение системы оценки результатов деятельности на основе стоимости и выстраивание по этому интегрированному показателю рычагов управления (функций и инструментов, часто называемых драйверами (drivers)). <...> Нередко на практике такой подход приводит к существенному пересмотру направлений деятельности компании и её инвестиционных программ. <...> В 1998 году старейшая и крупнейшая профессиональная организация в области финансового менеджмента и бухучета CIMA (Chartered institute of management accounts) провела научные исследования по проблемам применения концепции VBM в Великобритании и других европейских странах. <...> Выявлялась точка зрения менеджеров компаний, использующих VBM, на преимущества и недостатки изменения декларируемых целей и критериев оценки деятельности. <...> Рассматривались 36 крупных британских компании, акции которых котировались на бирже (из них 16 компаний декларировали использование VBM), а также компании других стран. <...> Для ряда компаний использование VBM ограничивалось оценкой эффективности стратегических решений (оценка эффективности слияний и поглощений и инвестиционных проектов) по критерию чистого дисконтированного дохода (в приложении к инвестиционным проектам – по критерию NPV). <...> Некоторые компании применяли VBM в качестве дополнительного инструмента <...>