Оригинал здесь: Русский биографический словарь. <...> Добролюбов, Александр Михайлович - один из характерных представителей первоначального
фазиса "новых течений". <...> Родился в 1876 г.; учился на филологическом факультете Санкт-Петербургского
университета. <...> Выступил не только проповедником самого крайнего эстетического "декадентства", но и
"магизма" и "демонизма" в стиле Гюисманса, Сара Пеладана, а также сладости употребления гашиша. <...> Увлекался идеей красоты самоубийства; в связи с некоторым успехом этой проповеди в студенческой
среде, Добролюбову пришлось оставить университет. <...> Выражением первой полосы деятельности
Добролюбова явилась его книжка "Natura Naturans. <...> Это собрание "стихов", большей частью без рифмы и метра, с музыкальными обозначениями "andante con
fuoco", "scherzo", "pianissimo", каких-то прозаических отрывков в поэтической манере и, наконец, просто
белых страниц с надписью Moderato или Allegro con moto и строчкой точек. <...> В прозаических отрывках
чувствовалось знание народно-эпического языка, но в общем книжка Добролюбова вызвала недоумение
даже в сферах, увлеченных "новыми течениями". <...> Вскоре в настроениях Добролюбова происходит крутой
перелом: он изживает эстетизм и впадает в религиозный аскетизм. <...> Простым странником, питаясь
подаянием, отправляется он пешком в Соловки и там ряд лет живет послушником. <...> Ближайшие друзья
считали его как бы умершим и от себя издали "Собрание стихов" его (Москва, 1900, со статьями
Коневского и Брюсова). <...> Около 1905 г. Добролюбов на короткое время вновь появляется в мире и издает
религиозное сочинение "Из книги невидимой" (Москва, 1905). <...> Это - своеобразная проповедь покаяния
на почве любви не только ко всем людям, но даже к стихиям. <...> Слова "брат" и "сестра" безразлично
расточаются всем и всему: и "брату Льву" (Толстому), и "брату Моисею" (пророку) и "брату дню", и
"сестре воде", и "сестре заре", и даже "братьям псам". <...> С течением времени "все вещество станет духом". <...> Написана <...>
А._М._Добролюбов_биографическая_справка..pdf
Оригинал здесь: Русский биографический словарь.
Добролюбов, Александр Михайлович - один из характерных представителей первоначального
фазиса "новых течений". Родился в 1876 г.; учился на филологическом факультете Санкт-Петербургского
университета. Выступил не только проповедником самого крайнего эстетического "декадентства", но и
"магизма" и "демонизма" в стиле Гюисманса, Сара Пеладана, а также сладости употребления гашиша.
Увлекался идеей красоты самоубийства; в связи с некоторым успехом этой проповеди в студенческой
среде, Добролюбову пришлось оставить университет. Выражением первой полосы деятельности
Добролюбова явилась его книжка "Natura Naturans. Natura Naturata" (Санкт-Петербург, 1895). Это -
собрание "стихов", большей частью без рифмы и метра, с музыкальными обозначениями "andante con
fuoco", "scherzo", "pianissimo", каких-то прозаических отрывков в поэтической манере и, наконец, просто
белых страниц с надписью Moderato или Allegro con moto и строчкой точек. В прозаических отрывках
чувствовалось знание народно-эпического языка, но в общем книжка Добролюбова вызвала недоумение
даже в сферах, увлеченных "новыми течениями". Вскоре в настроениях Добролюбова происходит крутой
перелом: он изживает эстетизм и впадает в религиозный аскетизм. Простым странником, питаясь
подаянием, отправляется он пешком в Соловки и там ряд лет живет послушником. Ближайшие друзья
считали его как бы умершим и от себя издали "Собрание стихов" его (Москва, 1900, со статьями
Коневского и Брюсова). Около 1905 г. Добролюбов на короткое время вновь появляется в мире и издает
религиозное сочинение "Из книги невидимой" (Москва, 1905). Это - своеобразная проповедь покаяния
на почве любви не только ко всем людям, но даже к стихиям. Слова "брат" и "сестра" безразлично
расточаются всем и всему: и "брату Льву" (Толстому), и "брату Моисею" (пророку) и "брату дню", и
"сестре воде", и "сестре заре", и даже "братьям псам". С течением времени "все вещество станет духом".
Вместе с тем книга исполнена презрения к искусству и науке. Написана она в очень приподнятом,
напыщенном тоне и полна гордыни непомерной. Автор знает все заповеди: "и малые, и великие, и
малейшие, и бесконечные". С Богом он находится в непосредственных сношениях; убеждая заключать
"союз с зверьми", он сообщает, что "медведи и волки обходили мой путь в лесах". Попадающиеся в книге
стихи не поэтичны и напоминают квакерские гимны, но в прозе есть проблески дарования и хороший,
оригинально-народный язык. Продолжая странствовать по разным окраинам и проповедовать,
Добролюбов основал особую секту "добролюбовцев" на основах христианского анархизма.
"Добролюбовцы" отказываются нести воинскую повинность и охотно идут на страдания, связанные с
этим отказом.
С. В.
Стр.1