УДК: 159.9.072.432 ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ КАК КОМПОНЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Сиповская Яна Ивановна, аспирант Государственного академического университета гуманитарных наук; Мароновский пер., 26, Москва, Россия, 119046; e-mail: syai@mail.ru РЕЗЮМЕ В статье рассматриваются соотношения проявлений интеллектуальной компетентности, понятийных и интенциональных способностей (в терминах умонастроений и убеждений) в старшем подростковом возрасте. <...> Результаты исследования раскрывают значимые корреляции между показаниями интеллектуальной компетентности и концептуальными способностями, показателями интеллектуальной компетентности и интенциональными способностями. <...> Результаты относительно концептуальных способностей были ожидаемы ввиду того, что имелись итоги ранее проведённых исследований. <...> Эти результаты расширяют наши знания об интеллектуальной компетентности в старшем подростковом возрасте и вдохновляют на изучение роли третьего компонента интенциональных способностей — индивидуальных предпочтений как компонента интеллектуальной компетентности. <...> Кроме того, предстоит исследовать интеллектуальную компетентность и интенциональные способности в другие возрастные периоды, чтобы выявить динамику и структуру этих конструктов. <...> ВВЕДЕНИЕ Компетентность как особая организация ментального опыта [15], обеспечивающая достижение высоких результатов в какой-либо предметной области [1], является интегральной структурой, подразумевающей ряд компонентов: понятийных, метакогнитивных и интенциональных [14] способностей, а также мотивации [3; 4; 7] и черт личности. <...> Ввиду строгой предметной обусловленности можно выделить множество компетентностей [8], однако именно интеллектуальная компетентность выступает базовой для всех остальных вариаций. <...> Особую значимость представляет изучение интеллектуальной компетентности в подростковом возрасте, одном из критических <...>