ТЕХНОЛОГИЯ И ПРАКТИКА семьи социального риска воспитание со циализация ребёнка реабилитация семьи Издержки социализации детей в неблагополучной семье Изабелла Фёдоровна Дементьева, заведующая лабораторией ФГБНУ «Институт семьи и воспитания Российской академии образования», доктор социологических наук По характеру проявления негативных качеств семьи социального риска подразделяются на безусловно асоциальные и семьи с латентны ми признаками неблагополучия. <...> К числу пер вых следует отнести: алкогольные, наркоза висимые и криминальные семьи. <...> Вторая группа включает менее выраженные факто ры неблагополучия: педагогически несостоя тельные, дезорганизованные, неполные, се мьи с внебрачным ребёнком, многодетные, повторный брак, семьи безработных, инвали дов. <...> Следует иметь в виду, что предлагаемая типология не носит законченный характер и рассматривает лишь наиболее распростра нённые группы семей социального риска в их деятельности по социализации детей. <...> Вторая группа (с ла тентными признаками неблагополучия) поз воляет надеяться на позитивный результат со циализации ребёнка, сохраняя его в семье при условии активной поддержки семьи со сторо ны социальных институтов и ближайшего ок ружения. <...> В обоих случа ях имеет место игнорирование базовых по требностей ребёнка, проявляются низкий со циальный контроль и поддержка, происходит вовлечение ребёнка в употребление алкого ля и наркотиков, существует риск попадания ребёнка в ситуацию жертвы (безнадзор ность), отсутствуют условия для личностного развития ребёнка, отмечаются материальные трудности семьи. <...> В криминогенной семье дефекты социализа ции со стороны родителей выражаются в на саждении криминальной субкультуры, отри цании общественно одобряемых норм и ценностей, культивировании агрессии. <...> Педагогически несостоятельные семьи ис пользуют в качестве принципов социализа ции следующие <...>