БЕЛАвИНА оЛьГА вяЧЕсЛАвовНА старший преподаватель кафедры педагогической антропологии, гендерологии и фамилистики санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, belavina_olga@yahoo.com BELAVINA OLGA senior lecturer, department of pedagogical anthropology, gender and family studies, Saint-Petersburg state institute of psychology and social work уДк 159.922.7 ЛоНГИтЮДНоЕ ИссЛЕДовАНИЕ РАзвИтИя соцИАЛьНоГо ИНтЕЛЛЕктА мЛАДшИХ поДРостков 1 A LONGITUDINAL RESEARCH OF DEVELOPMENT OF JUNIOR ADOLESCENTS’ SOCIAL INTELLIGENCE аннотация. в статье излагаются результаты лонгитюдного исследования развития социального интеллекта младших подростков (5–6-е классы). результаты исследования свидетельствуют о взаимосвязи наблюдаемой динамики социального интеллекта с особенностями развития понятийного мышления школьников. <...> The results of the research show that there are correlations between the observed social intelligence’s dynamics and the peculiarities of schoolchildren conception thinking development. ключевые слова: социальный интеллект, младшие подростки, подростковый кризис, понятийное мышление, интуитивный и логический компоненты понятийного мышления. <...> Известно, что успех в коммуникативной сфере во многом определяется уровнем развития социального интеллекта индивида, поэтому важно знать, каковы закономерности становления социального интеллекта в онтогенезе, какие факторы оказывают положительное или негативное влияние на его развитие. однако и в нашей стране, и за рубежом изучение социального интеллекта проводится в основном на взрослых людях и студентах, а работ, посвященных его становлению в детском возрасте, очень мало [1, 2, 3]. <...> Фактически, социальный интеллект младших школьников и подростков не попадает в поле зрения ученых. <...> Проводимые нами в последнее время исследования свидетельствуют, что с 1-го по 4-й класс наблюдается определенная позитивная динамика социального интеллекта детей, однако в 5-м классе происходит разрушение их коммуникативных навыков. так сказывается негативное влияние начального этапа подросткового кризиса: коммуникативное поведение <...>