ПРОБЛЕМЫ И ДИСКУССИИ Институциализация школ-хозяйств в образовательном пространстве России Анатолий Борисович Вифлеемский, действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук e-mail: abw@infonet.nnow.ru Конкурс им. <...> А.С. Макаренко, ежегодно проводимый редакцией «Народное образование», показывает, что, несмотря на все проблемы с финансированием образования и пренебрежительным отношением государства, школыхозяйства продолжают работать. <...> Более того, многим сельским школам только такой режим работы позволяет выжить в условиях очередного социально-экономического кризиса, охватившего Россию. <...> Дополнительные финансовые ресурсы, получаемые подсобным школьным хозяйством, служат развитию учебноматериальной базы школы и даже используются на оплату труда учителей. <...> Институциализация школ-хозяйств в образовательном пространстве России важна прежде всего в рамках собственно образовательной деятельности, которая в школах-хозяйствах принципиально отличается от образовательной деятельности в обычных школах. <...> Сегодня школе-хозяйству приходится отстаивать своё право на особенные образовательные программы, ориентированные на воспитание хозяина земли — труженика. <...> Педагогическая наука должна помочь в разработке примерных основных общеобразовательных программ для школхозяйств, учитывающих особенности их деятельности. ● образовательная организация ● хозяйство ● учреждения ● школаобщеобразовательные программы ● фессиональное обучение Устав и наименование школы-хозяйства Важнейший документ, определяющий деятельность школы, — её устав. <...> Требования к уставам регламентированы законом, при этом специфика деятельности школыхозяйства должна отражаться в её уставе. <...> В соответствии со статьёй 23 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» «Социальная педагогика» 5-6/2015 81 устав общеобразовательного основная и дополнительная про наименование образовательной <...>