ИНСТРУМЕНТАРИЙ Использование методики цветовых метафор для диагностики структуры эмоциональных отношений школьников кандидат психологических наук, доцент кафедры «Прикладная психология» Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I И.Л. Соломин, Обычно для диагностики мотивации человека используются либо анкетные, либо проективные методы. <...> Кроме того, даже адекватно осознанные мотивы могут искажаться при тестировании вследствие различной их социальной желательности, что проявляется в маскировке порицаемых и демонстрации одобряемых моти вов. <...> В диагностике мотивации личности развивается психосемантическое направление. <...> В психосемантическом исследовании человек оценивает разные понятия с помощью специальных шкал. <...> Полученные данные подвергаются много мерной статистической обработке для вычисления расстояний между поня тиями в семантическом пространстве. <...> Автором статьи разработаны модифицированные методы семантическо го дифференциала и репертуарных решёток для выявления содержания мо тивов различных видов деятельности и потребностей, возникающих в раз ных ситуациях. <...> Для выяв ления содержания мотивации и отношений в системе школьного образова ния более адекватной оказалась разработанная автором методика цветовых метафор. <...> ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА 2’2015 75 ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Методики цветовых метафор Методика представляет собой экс прессвариант психосемантической диагностики мотивации и отноше ний к различным занятиям, людям и событиям, основанный на обозна чении ряда понятий с помощью стан дартного набора цветовых стимулов. <...> Потребности и мотивы человека, со держание его представлений и пере живаний, измерять как осознанные, так и неосознаваемые отношения, оп ределять побуждения к конкретным видам деятельности, в частности, по знавательных, социальных, матери альных и других мотивов <...>