Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634932)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

История менеджмента: становление, развитие, перспективы (190,00 руб.)

0   0
Первый авторРазумов И. В.
АвторыКудрявцева Т. Ю., Яросл. гос. ун-т
ИздательствоЯрГУ
Страниц120
ID207128
АннотацияВ учебном пособии в краткой и доступной форме рассматривается эволюция понятия «менеджмент» в контексте управленческих революций. Раскрываются особенности формирования менеджмента как науки, нашедшие отражение в развитии школ научного управления и в практике становления национальных моделей менеджмента. Анализируются проблемы менеджмента на современном этапе и перспективы его развития в будущем.
Кем рекомендованоНаучно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальностям Менеджмент организации; Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Кому рекомендованоПособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (блок ОПД), 080507 Менеджмент организации (блок ДС), очной, очно-заочной и заочной форм обучения.
ISBN978-5-8397-0623-1
УДК338.24
ББКУ9(2)212–03я73
Разумов, И. В. История менеджмента: становление, развитие, перспективы : учеб. пособие / Т. Ю. Кудрявцева; Яросл. гос. ун-т; И. В. Разумов .— Ярославль : ЯрГУ, 2008 .— 120 с. — ISBN 978-5-8397-0623-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/207128 (дата обращения: 27.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Т.Ю. Кудрявцева История менеджмента: становление, развитие, перспективы Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальностям Менеджмент организации; Бухгалтерский учет, анализ и аудит Ярославль 2008 Разумов И.В., Кудрявцева Т.Ю. <...> К.Д. Ушинского; кафедра «Менеджмент организации» ЯФ МЭСИ Р 17 Разумов, И.В. История менеджмента: становление, развитие, перспективы: учеб. пособие / И.В. Разумов, <...> ISBN 978-5-8397-0623-1 В учебном пособии в краткой и доступной форме рассматривается эволюция понятия «менеджмент» в контексте управленческих революций. <...> Раскрываются особенности формирования менеджмента как науки, нашедшие отражение в развитии школ научного управления и в практике становления национальных моделей менеджмента. <...> В эпоху Средневековья происходит оформление взглядов на управление, обусловленное развитием цеховой организации ремесленного производства. <...> Кроме того, в 1910 г. в обиход вводится понятие «научное управление». <...> На современном этапе понятие «менеджмент» трактуется как: • умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей2; • управленческая деятельность, включенная в качестве составляющей в деятельность организации в целом3; • способ, манера обращения с людьми, особого рода умения и административные навыки, орган управления4; • совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности5; Эволюция содержания понятия «менеджмент» связана с качественными изменениями функций и принципов управления, что нашло свое отражение в управленческих революциях. <...> 4 История менеджмента: становление, развитие, перспективы Вторая управленческая революция приходится на период Средневековья. <...> Фабричная система производства породила новые проблемы, связанные с соблюдением работниками жестких производственных требований, определяемых <...>
История_менеджмента_становление,_развитие,_перспективы_Учебное_пособие.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова И.В. Разумов, Т.Ю. Кудрявцева История менеджмента: становление, развитие, перспективы Учебное пособие Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальностям Менеджмент организации; Бухгалтерский учет, анализ и аудит Ярославль 2008
Стр.1
Разумов И.В., Кудрявцева Т.Ю. УДК 338.24 ББК У 9(2)212–03я73 Р 17 Рекомендовано Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного издания. План 2008 года Рецензенты: В.И. Пефтиев, д-р экон. наук, профессор кафедры экономической теории ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; кафедра «Менеджмент организации» ЯФ МЭСИ тие, Р 17 Разумов, И.В. История менеджмента: становление, развиперспективы: учеб. пособие / И.В. Разумов, Т.Ю. Кудрявцева; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль : ЯрГУ, 2008. – 120 с. ISBN 978-5-8397-0623-1 В учебном пособии в краткой и доступной форме рассматривается эволюция понятия «менеджмент» в контексте управленческих революций. Раскрываются особенности формирования менеджмента как науки, нашедшие отражение в развитии школ научного управления и в практике становления национальных моделей менеджмента. Анализируются проблемы менеджмента на современном этапе и перспективы его развития в будущем. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальностям 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит (блок ОПД), 080507 Менеджмент организации (блок ДС), очной, очнозаочной и заочной форм обучения. УДК 338.24 ББК У 9(2)212–03я73 ISBN 978-5-8397-0623-1 2 © Ярославский государственный университет, 2008
Стр.2
История менеджмента: становление, развитие, перспективы Предисловие Изучение менеджмента, так же как изучение цивилизаций и культуры, представляет собой исследование эволюции взглядов на природу управления. Предметом «Истории менеджмента» является общественноисторический процесс возникновения, развития и изменения системы знаний и суждений об управлении. Английское слово «management» в переводе означает «управление». В классическом представлении слово «управление» шире понятия «менеджмент». Однако в отечественной литературе «менеджмент» и «управление» определяются как словасинонимы. Вместе с тем следует отметить, что семантика слова «менеджмент» очень сложна и истинный объем и содержание данного понятия можно увидеть, только проследив эволюцию взглядов на управление. Так, в период древних цивилизаций не существовало аналога понятию «менеджмент». В основе взглядов на управление лежали сложившиеся обычаи и традиции, которые получили закрепление в законодательных актах и древних письменных источниках. В эпоху Средневековья происходит оформление взглядов на управление, обусловленное развитием цеховой организации ремесленного производства. Промышленная революция привела к переосмыслению воззрений на управление, которое стало рассматриваться в контексте технологического обеспечения предприятий, внедрения на них машин и концентрации людских ресурсов в рамках промышленного производства. В XX в. осуществляется систематизация накопленных знаний об управлении и появляется первое определение содержания понятия «менеджмент» – «обеспечение выполнения работы с помо3
Стр.3
Разумов И.В., Кудрявцева Т.Ю. щью других лиц»1. Кроме того, в 1910 г. в обиход вводится понятие «научное управление». На современном этапе понятие «менеджмент» трактуется как: интеллект, мотивы поведения других людей2; • управленческая деятельность, включенная в качестве состав• умение добиваться поставленных целей, используя труд, ляющей в деятельность организации в целом3; • способ, манера обращения с людьми, особого рода умения и административные навыки, орган управления4; • совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности5; Эволюция содержания понятия «менеджмент» связана с качественными изменениями функций и принципов управления, что нашло свое отражение в управленческих революциях. Сегодня можно выделить пять управленческих революций. Первая управленческая революция, хронологически охватывая период Древнего мира, связана с необходимостью централизации хозяйственной деятельности древних государств, обусловленной крупномасштабными строительными и мелиорационными работами. Именно на этот период приходится зарождение первых представлений об управлении, которые с позиций современности правомочно рассматривать как оформление такой управленческой функции, как организация. Первая управленческая революция характеризуется возникновением формальной системы организации и регулирования отношений людей. 1 Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Вильямс, 2007. С. 68. 2 Там же. С. 5. 3 Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Экономист, 2005. С. 21. 4 Мюллер В. К. Большой англо-русский словарь. Изд. 5-е. М.: Цитадель-трейд, 2006. 5 Рубцов С.В. Целевое управление в корпорациях. Управление изменениями. М.: Академический проект, 2001. С. 8. 4
Стр.4
История менеджмента: становление, развитие, перспективы Вторая управленческая революция приходится на период Средневековья. Эволюции взглядов на управление в рассматриваемый период способствовало развитие цехового производства, которое оказало существенное влияние на становление и развитие такой функции управления, как контроль. Реализация данной функции в эпоху Средневековья нашла свое отражение во взглядах на регулирование производственной деятельности посредством координации и контроля цеховой структуры производства (контроль за объемом выпускаемой продукции, координация деятельности подмастерьев и др.) Третья управленческая революция совпала с промышленной (XVIII – XIX вв.), последняя была обусловлена развитием фабричного производства и его механизации. Фабричная система производства породила новые проблемы, связанные с соблюдением работниками жестких производственных требований, определяемых стремлением предпринимателей максимизировать уровень производительности, чтобы оправдать свои капитальные вложения. В связи с этим возникла необходимость в жестком учете всех стадий промышленного производства, от сырьевых запасов до технического оснащения, и уровня профессиональной подготовки рабочих. Четвертая управленческая революция, хронологические рамки которой, по нашему мнению, приходятся на конец XIX – 80-е гг. XX в. была вызвана слиянием финансового и промышленного капитала, повлекшим за собой образование и развитие крупнейших корпораций. Усложнение хозяйственной практики потребовало систематизации накопленных знаний об управлении и обусловило зарождение принципиально новой функции менеджмента – планирования, – нашедшей свое отражение в поиске выгодных вложений капитала. Кроме того, именно на этот период приходится возникновение теории администрирования, которая центральным звеном своих исследований сделала роль управляющих в корпорации. Пятая управленческая революция, ведущая отсчет с конца XX в., связана, прежде всего, с развитием информационных систем, которые посредством применения новейших экономико5
Стр.5
Разумов И.В., Кудрявцева Т.Ю. математических методов в управлении обусловили зарождение такой функции менеджмента, как прогнозирование. Рассматривая развитие теории и практики менеджмента, следует отметить, что не существует никаких универсальных приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Однако на протяжении веков выработались подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в понимание целей, задач и принципов современного менеджмента. К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления: подход с позиций выделения различных школ в управлении (школа научного управления, классическая школа, поведенческая школа, количественная школа управления); процессный подход; системный подход; ситуационный подход. Таким образом, эволюция понятия «менеджмент» непосредственно связана с особенностями формирования управления как науки, развитием школ научного управления и практикой становления национальных моделей менеджмента. 6
Стр.6
История менеджмента: становление, развитие, перспективы Оглавление Предисловие ....................................................................................................... 3 Глава I. Эволюция управленческой мысли периода Античности и Средневековья .................................................................................. 7 § 1.1. Управленческие традиции Древнего Востока ................................... 7 § 1.2. Экономико-правовые основы управленческих идей и практики Древней Греции и Рима ..................................................................... 11 § 1.3. Управленческие воззрения Средневековья. Роль Н. Макиавелли в формировании знаний об управлении ......................................... 13 Глава II. Становление и развитие науки управления ............................ 17 § 2.1. Накопление знаний об управлении в период промышленного производства ....................................................................................... 17 § 2.2. «Принципы научного управления» Ф. Тейлора и развитие теории менеджмента ..................................................................................... 24 § 2.3. Принципы эффективности управления Г. Эмерсона и М. Кука ... 29 Глава III. Классическая (административная) школа управления ....... 34 § 3.1. Административная теория А. Файоля ............................................. 34 § 3.2. Теория бюрократии М. Вебера и социология менеджмента ....... 39 § 3.3. Концепции управления У. Ньюмана, Дж. Муни и А.К. Рейли. Систематизация положений классической школы .................... 42 Глава IV. Человеческий фактор в теории управления .......................... 48 § 4.1. Школа человеческих отношений и Хоторнские эксперименты Э. Мэйо в развитии теории менеджмента ................................. 48 § 4.2. Философия управления М.П. Фоллет ................................................ 52 § 4.3. Влияние школы поведенческих наук на теорию управления ........ 56 Глава V. Количественная школа управления .......................................... 66 § 5.1. Количественные методы и «исследование операций» в управлении организациями .................................................................................... 66 § 5.2. Ситуационный подход и его вклад в развитие теории управления ............................................................................................................... 69 § 5.3. Формирование системного подхода к управлению ......................... 73 Глава VI. Национальные особенности и модели менеджмента ............. 77 § 6.1. Становление и развитие американской и западноевропейской моделей менеджмента ..................................................................... 77 § 6.2. Формирование японской модели управления .................................... 89 § 6.3. Становление рыночной модели управления в России: национальные особенности и традиции ....................................... 94 § 6.4. Проблемы и перспективы развития менеджмента на современном этапе ............................................................................ 99 Заключение ..................................................................................................... 114 Список литературы ....................................................................................... 116 119
Стр.119