Т е хнология Отставание, неуспеваемость и коррекция знаний как общая проблема педагогики и педагогических измерений доктор педагогических наук, доцент, artlena2010@mail.ru Автор рассматривает возможности преодоления отставания и неуспеваемости средствами коррекции знаний. <...> Представлен обзор современных педагогических исследований по проблемам преодоления школьной и вузовской неуспеваемости, даётся анализ основных и сопряжённых понятий, предлагаются формы и методы коррекции. <...> Опасность заключается в том, что если на проблему явной неуспеваемости в реальном вузовском обучении внимание обращается и имеют место теоретические попытки её разрешения, то «троечники» традиционно считаются впол1 В педагогической литературе неоднократно отмечалось, что в вузах к третьему курсу количество неуспевающих студентов снижается, но большинство студентов становится троечниками. <...> Елена Артищева ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ТЕХНОЛОГИЯ не терпимым контингентом. <...> С нашей точки зрения, изучение и предупреждение возникновения массы троечников может оказаться не менее важным, чем предупреждение неуспеваемости и отсев студентов. <...> В.С. Цетлин, рассматривая данное явление как спутник неуспеваемости, назвала его «отставанием». <...> «Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рамкой для определения успеваемости»2 Данный термин у В.С. Цетлин обозначает как «процесс накапливания невыполнений требований», так и «каждый отдельный случай такого невыполнения, т. е. один из моментов этого процесса». <...> Можно сказать, что отставание — итог и процесс несоответствия результатов обучения конкретного студента его учебному потенциалу в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. <...> Четыре стадии отставания студентов Можно <...>