Образование — категория сложная, многозначная, многослойная, многогранная, отражающая особенности развития человека и человечества в разных сферах. <...> В связи с этим для нас интерес представляет экспертиза процессов, которые происходят в системе управления образованием в современном российском обществе. <...> В.М. Ананишев рассматривает социальное управление образованием как управление образовательными системами, процессами, а точнее, воздействие на систему и процессы с целью их координации, сохранения качественной специфики, оптимизации и развития, а также как комплекс целенаправленных воздействий на образовательную систему [1,193–194]. <...> Управление образовательными процессами сегодня осуществляется в основном через механизм социального программирования. <...> ДЛЯ ЧЕГО МОЖЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ЭКСПЕРТИЗА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ Технологии и инструментарий (50—63) 64 В практике управленческого воздействия выделяют две линии: внешнюю и внутреннюю. <...> Внутреннее управление имеет место внутри организации: директор школы — завуч — классный руководитель — ученики / ректор вуза — декан — студенты. <...> Экспертиза образовательных программ затрагивает обе линии, но при этом акцент может ставиться на каком-то определ¸нном уровне управленческого воздействия, поскольку экспертизе подвергается конкретная программа конкретного уровня. <...> Экспертиза образовательных программ позволяет, во-первых, выявить проблемные зоны программ каждого уровня, во-вторых, определить готовность руководителей министерств, департаментов, отделов, учрежде1 Данная статья написана по итогам участия автора в качестве исполнителя в работе по гранту в рамках реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг., соглашение ¹ 14. <...> В о спит а тельная ра б о т а в шко ле 7/15 С. МИТРОФАНОВА <...> ЭКСПЕРТИЗА СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ ний образования, в том числе директоров средних общеобразовательных <...>